ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович (1881-1963). Президент АХ 1947—1957


ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович (1881-1963).  Президент АХ 1947—1957
Живописец
31.7(12.08).1881, г. Козлов - 23.7.1963, Москва.  Жил в г. Козлове (1918-25) и Москве (с 1925).

Действительный член Академии художеств СССР (1947),
Президент Академии художеств СССР (1947-57), член президиума АХ CCCР (1957-58).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936), Народный художник СССР (1943),
доктор искусствоведения (1951).

Государственные награды: 
Государственные премии СССР (1941, 1943, 1945, 1949)
 
Образование:
МУЖВЗ, живописное отделение (1903-10), у А.В. Архипова, Н.А. Касаткина, В.А. Серова, К.А. Коровина; архитектурное отделение (1910-15).

Организовал «Коммуну козловских художников» (1918). Руководил творческой мастерской живописи АХ, Ленинград (1949-60).

Член АХРР-АХР (1925-32). Председатель правления МОСХ СССР (1937-39), председатель оргкомитета СХ (1939-54). Депутат Верховного Совета РСФСР (1947-58).

Среди  работ: картины на историко-революционные темы «В.И. Ленин на трибуне» (1929-30, ряд повторений), «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» (1938), «Гимн Октябрю» (1942); жанровые композиции «Капельки росы» (1907), «Тройка. Зимняя дорога», «Лай собак и звон бубенчиков», «Симфония», (все - 1912), «Козловские окраины» (1923), «Уборка сена» (1926), «Мокрая терраса» («После дождя», 1935), серия «Рожь» (1946), «Вести с целины» (1954), «Урожай» (1958); портреты: В.А. Гиляровского (1914), автопортреты (1922, 1931, 1934), Народной артистки СССР О.В. Лепешинской (1939), генерала А.И. Ерёменко (1942), Народного артиста СССР Н.С. Ханаева, академика А.Н. Несмеянова (оба - 1945), А.Ф. Гедике (1956-57), С.Н. Сергеева-Ценского (1959), групповые портреты - руководителей I-й Конной армии («I-ая Конная армия», 1935-36), старейших художников И.Н. Павлова, В.Н. Бакшеева, В.К. Бялыницкого-Бирули, В.Н. Мешкова (1944). Акварели: серия «Пейзажи Галиции» (1915-18), портреты - художника С.С. Варсонофьева (1924), Н.Г. Машковцева (1952). Оформил ряд спектаклей в драматическом театре г. Козлова (нач. 1920-х) и в Малом театре (1936).

Участник выставок с 1907: Товарищества независимых (1909–1911), «Свободное творчество» (1911–1918), ТПХВ (1913–1915), АХРР (1925–1932), Всемирных в Нью-Йорке (1937), Брюсселе (1958 – золотая медаль) и других.
Автор статей по теории изобразительного искусства и книги «Жизнь художника» (М., 1963).

Награды ведомственные и другие: Золотая медаль Всемирной выставки в Париже (1937), Бронзовая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958).

А.М.Герасимов - президент АХ СССР
В августе 1947 года было принято постановление Совета Министров СССР о преобразовании Всероссийской академии художеств в Академию художеств СССР. Согласно уставу, принятому 29 сентября 1947 года, Академия художеств СССР - высшее научное учреждение, объединяющее наиболее выдающихся деятелей советского искусства. Был утвержден первый состав действительных членов. В него вошли: М.Авилов, В.Бакшеев, В.Бялыницкий-Бируля, А.Герасимов, С.Герасимов, И.Грабарь, АДейнека, В.Ефанов, Т.Залькалн, Б.Иогансон, В.Касиян, П.Кончаловский, Кукрыниксы, М.Манизер, С.Меркуров, В.Мухина, Я.Николадзе, И.Павлов, А.Пластов, П.Сабсай, М.Сарьян, М.Тоидзе, Ф.Федоровский, А.Шовкуненко, К.Юон, В.Яковлев. Имена С.Герасимова, П.Кончаловского, А.Дейнеки, М.Сарьяна были добавлены к списку, подготовленному А.Герасимовым по распоряжению Председателя комитета по делам искусств М.Храпченко. Президентом АХ был  назначен народный художник СССР А.М.Герасимов.
Согласно уставу задачами Академии являлись неуклонное развитие искусств страны на базе последовательного осуществления принципов социалистического реализма,   разработка вопросов теории и искусства, подготовка высококвалифицированных специалистов во всех жанрах и видах искусства.
Для выполнения этих задач при Академии художеств были созданы научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, научно-исследовательский музей, разнообразные мастерские и лаборатории. Академии были переданы самые крупные художественные вузы страны-Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина в Петербурге  (Ленинграде) и Художественный институт им. В.И.Сурикова в Москве. Была создана научная, педагогическая  основа, заложена материальная база для развития всех видов изобразительного искусства, что в дальнейшем дало прекрасные результаты.
Вместе с тем, Академия была призвана  активно вести борьбу с влияниями реакционного безыдейного буржуазного искусства. Тяготение к формализму и безыдейному эстетству усматривалось в работах таких крупнейших художников, как В.Фаворский, А.Дейнека, С.Герасимов, М.Сарьян, А.Матвеев, П.Митурич, А.Тышлер, Д.Штеренберг, Р.Фальк и др.Формалистами, тянущими назад искусство, были провозглашены бывшие члены ОСТа, ОМХа, «Четырех искусств». Борьба конца 1940-х годов стала прямым отголоском художественной борьбы 1920-х.
Современники отмечали крайнюю нетерпимость к творческому инакомыслию президента АХ А.М.Герасимова. В соответствии с постановлением второй сессии Академии художеств 1948 года «Для улучшения постановки художественного образования в институтах Академии художеств были освобождены от работы в художественном институте С.Герасимов, А.Матвеев, А.Осмеркин, искусствовед профессор В.Лазарев.» как «не соответствующие своему назначению» Мастерские возглавили В.Ефанов, П.Соколов-Скаля, М.Манизер, П.Котов, Ф.Модоров, назначенный директором МГХИ им. Год спустя был закрыт Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), возглавляемый А.Дейнекой.
Теперь выставки изобразительного искусства наглухо закрыты для формалистического творчества - провозгласил на 4-й сессии Академии художеств в 1950 году президент А.М.Герасимов. Они были закрыты не только для творчества Фаворского, Тышлера, Осмеркина, Матвеева, Фалька, но и для лучших работ Дейнеки, Чернышева, Кончаловского, Сергея Герасимова, Сарьяна... Все это вызывало крайнюю напряженность художественной жизни, негативное отношение к Академии как государственной институции, обернулось трагедией в судьбах многих художников и искусствоведов.
«Эра» Александра Герасимова завершилась 5 марта 1953 года. Уже назревали необратимые события: разоблачения XX съезда партии 1956 года, форменный художественный переворот на Первом съезде художников СССР 1957 года, когда бессменный председатель Оргкомитета и его члены не были избраны даже делегатами съезда. Первым секретарем Союза, после недолгого правления К.Юона, стал Сергей Герасимов.
В 1957 году Александр Герасимов сложил с себя полномочия президента Академии художеств.

Материал подготовлен на основе статьи М.А.Чегодаевой «Александр Михайлович Герасимов (1881-1963)» ( Сб. «Президенты Академии художеств.(Советский Союз - Российская Федерация». Ред. В.В.Ванслов. М.,2006.)






Возврат к списку

версия для печати