МАЛОЛЕТКОВ Валерий Александрович


МАЛОЛЕТКОВ Валерий Александрович

Художник монументального и декоративного искусства, график, искусствовед.
Родился 7 января 1945 года в Москве. Живет и работает в Москве.

Академик Российской академии художеств (Отделение декоративных искусств, с 2007г.)
Член Президиума РАХ (с 2017г.)

Народный художник Российской Федерации (1998г.)
Член Московского Союза художников (1973г.)
Член Творческого Союза художников России (1996г.)
Профессор (2001г.)
Кандидат искусствоведения (2006г.), доктор искусствоведения (2010г.)

Образование: Ярославское художественное училище (1964г.); мастерская профессора Г.А.Захарова в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановское, 1969г.); аспирантура там же (1974г.).

Основные произведения. Работы в области монументального искусства: монументально-декоративные скульптуры для экстерьера школы-интерната в Люберцах (1971г., керамика, роспись); горельефы для гостиницы «Москва» в Сочи (1976г., керамика, роспись); ландшафтные скульптурные композиции в Зимнем саду Института мировой экономики в Москве (1976г.); горельефы Дворца культуры БРАЗ в Братске (1977г., керамика, роспись); декоративно-пространтсвенные композиции «Геолог» для Дворца культуры в Тюмени (1978г.); декоративные композиции «Вечный быт» (1978г., керамика, роспись, текстиль); Музей керамики г.Бехине, Чехия); горельеф «Встреча» для кафе «Молодежное» (1980г., керамика, роспись); скульптурные композиции во Дворце российской науки и культуры в Берлине (керамика, росписи); пространственная композиция «Фестиваль майолики в Гаване» в Посольстве Республики Кубы в Москве (1980г., керамика, роспись); горельеф «Рождение моря» в Палеонтологическом музее РАН (Москва, 1984г., 150 м2); декоративные композиции «Индия» и «Лингам Шивы» (1988г., керамика, роспись, дровяной обжиг); роспись консерватории в г.Элевсис (1992г.); рельеф «Афина-победительница» в Афинах (1992г., глина, роспись, матовые глазури); декоративные рельефы «Древние города России» в Зале приемов Посольства РФ в Минске, Республика Беларусь (2008г.); скульптура «Георгий Победоносец для фонтана в экстерьере Посольства РФ в Бишкеке, Туркменистан (2017г., керамика, роспись, металл). Участник воссоздания керамического изразцового рельефа церкви Георгия Неокесарийского в Москве (1965-1966гг.), изразцового убранства храма Михаила Архангела в Ярославле (1967г.).
Работы в области станкового искусства: «Огонь Олимпа» (1979г.), «Джон Леннон» (1984г.), «Анна Ахматова» (1991г.), «Марина Цветаева» (1991г.), «С. Есенин и А. Дункан» (1994г.), «А. С. Пушкин» (1999г.), «Новый Афон» (1980г.), «Переселение душ» (1996г.), «Страна Вулкания» (1979г.).
Работы в области книжной графики: цветные развороты книги Soviet performers (М., 1970г.); рисунки к книге Н.Иванова «Скульптура Ваганьковского некрополя» (М., 2002г.); оформление обложек и иллюстраций к книгам Н.Иванова «В положении лежа» (М., 2003г.), «Отречение от эпохи» (М., 2016г.).
Работы в области фотографии: «Открывая иные миры»; серии «Индия», «Древняя Эллада», «Далекая Куба», «Древний Китай», «Возвращение на Украину», «Русь необъятная».

Автор 300 научных публикаций, посвященных проблемам художественного образования и современного творчества.
Научные труды, монографии: «Керамика» (часть I - 2000г.; часть II – 2001г.), «Михаил Александрович Врубель» (2006г.), диссертация «Основные этапы развития российской декоративной керамики последней трети XX века» (2006г.), «Современная керамика мира» (2010г.), диссертация «Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети XX – начала XXI вв. (2010г.), «Современная керамика мира» (2010г., издание второе, дополненное – 2014г.).

Произведения художественной литературы: «Между Востоком и Западом» (2003г.), «Мгновения жизни» (2005г.), «Рисунки из дневника» (2005г.), «Мозаика памяти» (2013г.) «Чаша судьбы» (2015г.), «Лицом к лицу» (2016г.), «От сердца к сердцу» (2016г.), «Противостояние» (2022г.), «Преодоление в годы пандемии» (2022г.).

Автор сценариев и ведущий документальных фильмов: «Россия. Последний звон» (1989г.); «Чаша Судьбы Валерия Малолеткова» (2015г.); «Противостояние в эпоху катастроф» (2022г.).

Станковые произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Государственного литературного музея А.С. Пушкина (Москва), Государственного музея керамики - «Усадьба Кусково XVIIIв.», Всероссийского музея ДПИ и НИ (Москва), Музея декоративного искусства (Санкт-Петербург), Елагиноостровского дворца-музея декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв. в ЦПКиО им.С.М. Кирова (Санкт-Петербург), Музея-квартиры М. И. Цветаевой (Москва), Московского государственного музея «Дом Бурганова», Музея МГХПА им. С.Г. Строганова, удожественных музеев Архангельска, Белгорода, Вологды, Егорьевска, Калуги, Костромы, Красноярска, Орла, Рязани, Самары, Саратова, Смоленска, Сыктывкара, Тамбова, Тулы, Тюмени, Перми, Ярославля и т.д., в музеях и частных собраниях Великобритании, Бразилии, Венгрии, Германии, Греции, Индии, Италии, Франции, Чехии (Музей керамики, г. Бехине), США, Кубы, Португалии, Пакистана, Польши, Сербии, Швейцарии, Беларуси, Украины, Литвы и др. стран.

Участник выставок с 1968 года, автор более 50 персональных выставок в России и за рубежом. Персональные выставки: передвижной проект «Чаша судьбы» в 15 городах России (2015-2018гг.); «Covid. Исцеление творчеством» в Государственном Дарвиновском музее (2022г.).

Профессиональная деятельность: член экспертно-закупочной комиссии Департамента культуры Правительства Москвы (с 1993г.); член редколлегии журналов «Юный художник» и «Деко» (с 1993г.); член Ученого Совета Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII в.» (с 1994г.).

Общественная деятельность: организатор и Председатель Международного конкурса «Волна фантазии» (Сочи, Адлер, с 1995г.); член Правления ТСХР (1999г.); член Правления Центрального дома работников искусств (ЦДРИ).

Педагогическая деятельность: преподаватель кафедры академического рисунка МВХПУ (б.Строгановское, 1969-1974гг.); профессор кафедры художественной керамики МГХПА имени С.Г.Строганова (с 2001г.), член ВАК МГХПА им. С.Г. Строганова (с 2015г.). Автор мастер-классов, прошедших в городах России и за рубежом (Индия, Греция, Венгрия, Польша, Куба, Шри-Ланка, Германия).

Государственные, общественные награды и премии: Лауреат всесоюзного конкурса детского творчества (1957г.), лауреат детского международного конкурса имени Дж.Неру (Индия, 1958г.), Почетная медаль Союза польских художников (1973г.), Золотая медаль Творческого Союза художников России (2005г.), Золотая медаль «Ассоциации художников декоративного искусства Московского Союза художников» г. Москва (2013г.), Золотая медаль Московского Союза художников (2015г.) и другие.

Награды Российской академии художеств: Золотая медаль РАХ (1995г.), медаль «Достойному» (2015г.), медаль «За заслуги перед РАХ» (2015г.).


Чаша судьбы Валерия Малолеткова.
Известный мастер современного декоративного искусства народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств профессор Валерий Александрович Малолетков недавно отметил свой юбилей.

Путь В. Малолеткова в искусстве начался с работы в молодежной группе по керамике на Экспериментальном творческо-производственном комбинате «Воронцово». Страстное желание молодого художника открыть новые средства художественной выразительности, освоить различные материалы и техники декора, выявить объемно-пространственные, пластические, конструктивные и цветовые возможности глины объединяло его творчество с исканиями московских художников В. Космачева, В. Петрова, Л. Сошинской, Т. Ган и С. Мальяна.

Первые керамические произведения В. Малолеткова были выполнены из неглазурованного фарфора (бисквита) и шамотной глины. Уже в рельефе «Моцарт» (1973) художник отходит от традиционных приемов лепки. Свободно экспериментируя с шамотом, он максимально использует пластические и структурные качества материала для передачи трепетного состояния великого музыканта, глубины и пространства композиции.

Более всего художника волнуют не узкоцеховые задачи, а проблемы формообразования, требующие постоянного поиска новых путей в искусстве и высокого исполнительского мастерства. Произведения В. Малолеткова вызывают разнообразные и совершенно неожиданные ассоциации. Его работы охватывают огромный диапазон тем: мифологические, религиозные, исторические, литературные и бытовые сюжеты в них воплощены языком полихромной пластики, обогащенной духовным напряжением, символикой и метафорами.

Одним из примеров могут служить объемные эскизы для интерьеров московского ЦУМа (1986). К сожалению, этот проект не был осуществлен, однако затем художник воплотил ее в большой серии керамических произведений «Творцы духа». В нее вошли скульптурные композиции, посвященные выдающимся личностям России – А. Пушкину, Н. Гоголю, С. Есенину, М. Цветаевой, А. Ахматовой и В. Татлину. В каждой из работ портретное сходство и психологическое состояние изображенного органично соединяется с пластическими и конструктивными качествами полихромной керамики.
Прием формального деления произведения на разные по смыслу части особенно характерен для работ мастера в настоящее время. Объемно-пространственные композиции Валерия Малолеткова требуют кругового обзора, ведь каждый его образ наделен сюжетной многослойностью и несет философский подтекст.Особыми стилистическими находками отмечена композиция «Дорога в никуда» (2014). Эту работу отличает цельность восприятия, лаконизм формы, новое прочтение цветовых и структурных возможностей глины. Условный язык пластики и насыщенный цвет позволили мастеру создать качественно новое в своем творчестве произведение (почти абстрактный символ, знак), в котором соединились яркая самобытность и легкая ирония. Постоянное стремление к расширению творческой палитры недавно привело В. Малолеткова к созданию скульптурных произведений из бронзы. И не важно, какой материал использует автор для материализации своих идей - они всегда воплощаются с высоким мастерством и изящным артистизмом.
Малолетков давно и успешно работает в области монументального искусства. Самой грандиозной работой, исполненной в содружестве с А. Белашовым, М. Митуричем, М. Фаворской, А. Пологовой, О. Малышевой, Ю. Черновым, В. Дувидовым и другими, стали композиции для интерьеров Палеонтологического музея РАН в Москве (архитекторы Ю. Платонов и В. Коган). В многоярусном пространстве вводного зала музея художник создал настенные рельефы «Морские лилии» и «Рождение моря» (1983).

Мастер также активно работает в графике. Рисунок всегда был для В. Малолеткова не только средством для реализации новых замыслов, отражением первоначального импульса, но и самостоятельным видом творчества. Его эскизы-идеи можно считать художественными произведениями, раскрывающими авторское мировоззрение.
Валерий никогда не расстается с дорожным альбомом и карандашом; он рисует всегда и везде. Пытливость художественной натуры и обилие новых эмоциональных впечатлений требует от мастера немедленного графического воплощения. Глубокие знания и жизненный опыт Валерий с успехом реализует в исследованиях по теории искусства и в литературном творчестве. Впервые в отечественном искусствознании В. Малолетков издает фундаментальное исследование «Современная керамика мира»(М.,2010) – своеобразную антологию развития мировой художественной керамики последней трети ХХ – начала ХХI вв.

Но главным делом его жизни по-прежнему остается служение Искусству и творческая независимость. Как и прежде, Художнику сегодня невероятно сложно обрести собственную индивидуальность, сохраняя при этом верность своим идеалам и убеждениям. Валерию Малолеткову это удалось, и лучшим подтверждением сказанного стала масштабная персональная выставка в Российской академии художеств.
Говоря о творчестве Мастера, невольно вспоминаешь слова известного писателя А. Камю: «Величие искусства и состоит в этой вечной напряженной раздвоенности между красотой и страданием, любовью к людям и страстью к творчеству, мукой одиночества и раздражением от толпы, бунтом и согласием … На гребне хребта, по которому идет вперед большой художник, каждый шаг – приключение, величайший риск. В этом риске, однако, и только в нем заключается свобода искусства».

Елена Носкова искусствовед, арт-директор всероссийского проекта «Чаша судьбы» В. Малолеткова.
Из статьи в журнале «Третьяковская галерея»/The Tretyakov Gallery Magazine # 1(50) 2016

.


Художник, который всегда актуален. Трудно писать о художнике, который сам, по сути, писатель, который в своем творчестве, статьях и книгах четким и последовательным пунктиром воспроизвел своеобразную автомонографию. Поэтому в материале о Валерии Александровиче Малолеткове есть смысл оперировать его же суждениями и размышлениями из уже многотомного «дневника» жизни и творчества.
Валерий Малолетков вышел из «семидесятых». В 1969 году он окончил факультет монументально-декоративного искусства «Строгановки» и сразу же аспирантуру. Вступил в молодежное объединение, а вскоре и в МОСХ. Занимал место среди имен семидесятников Т.Назаренко, Н.Нестеровой, К.Нечитайло, продолжая родословную предыдущего поколения, в котором наиболее близкими ему по духу были В.Попков, И.Обросов, И.Голицын, А.Пологова, Д.Жилинский, Т.Салахов...
Из всех материалов пластического искусства он выбрал керамику - наиболее чувственный, тактильный, рукотворный, связанный с легендами сотворения мира и созидательными силами матери-земли. О керамике Малолетков говорит с обстоятельностью знатока и ценителя: «Керамика требует настойчивого и углубленного поиска неиспользованных художественных и технологических возможностей, проведения бесчисленного количества экспериментов и проб. Конечный результат в ней существенно отличается от других материалов. Значительную часть труда, при этом, занимает обжиг. Казалось бы, он независим от воли автора. Но это далеко не так, ибо истинный профессионал обязан знать все мелочи производственного процесса и влиять на них. Труд художника требует больших жертв, глубоких, разносторонних знаний и отказа от многих житейских соблазнов. Истинный художник мне представляется глубоко образованной, интеллектуальной и чувственной личностью, способной реализовать свой дар в различных материалах и сферах. Он обязан знать и любить смежные виды искусства: музыку, балет, театр, архитектуру, литературу и кинематограф. Наиболее перспективные открытия в области изобразительного искусства будут происходить на стыке между разными видами творчества...»
Начиная со своих первых профессиональных работ, Малолетков наметил творческую проекцию на будущее, взял образный и стилистический старт в искусстве керамики. Эта многотрудная, разноплановая и масштабная работа продолжается более сорока лет. К яркой талантливости мастера и великой трудоспособности прибавляются его уникальные человеческие качества: при интеллектуальной самодостаточности - внимание и доброжелательность к творчеству коллег, при очевидном индивидуализме личности - тяготение к различным формам общественной жизни, ощущение себя в общем контексте. Он добился очень многого в своей творческой лаборатории. Стал народным художником России, действительным членом Российской Академии художеств, членом Международной Академии архитектуры, лауреатом и медалистом, профессором, доктором искусствоведения, автором многих содержательных книг. Таланта ему не занимать: сколько поистине бесценного сделано мастером в монументальном искусстве, скульптуре малых форм, декоративной керамике, графике, искусствоведении, педагогической работе и постоянных путешествиях по стране и за ее пределами.
Валерий Малолетков постоянно культивирует и сохраняет энергию визуального образа, философскую насыщенность даже самой камерной темы, личностную оценку человека, события окружающего мира, картин природы, индивидуальный творческий и духовный ракурс в каждом произведении. Именно сегодня нужны такие чуткие и пытливые натуры, которые всегда находятся в контексте своего времени, своей профессии и всего искусства в целом, даже немного забегая вперед. И это вовсе не идиллическая ситуация. Так должен ощущать себя подлинный художник, который в муках и радостях ищет свой «философский камень».
Произведения Валерия Малолеткова рождаются после естественного и непременного процесса вынашивания и созревания. В этом отличие печати мастера от основательно наработанного и терпеливо освоенного почерка гроссмейстера.

Никита Иванов, арт-критик, поэт



Возврат к списку

версия для печати