МИТУРИЧ-ХЛЕБНИКОВ Май Петрович (1925-2008)


МИТУРИЧ-ХЛЕБНИКОВ Май Петрович (1925-2008)
График, иллюстратор детской книги, живописец.
29.5.1925, Москва - 30.6.2008, Москва.
Жил в Москве.

Член-корреспондент (1988), действительный член Российской академии художеств (1991),
академик-секретарь отделения графики и член Президиума АХ (1997).
Народный художник РСФСР (1986). Профессор (1990).

Государственные награды: Государственная премия РФ (1993), орден Почёта (2002)

Учился: Московский полиграфический институт (1947-53), у П.Г. Захарова, П.В. Митурича.

Работал в мастерской «Окна ТАСС» (1941-42). Преподавал: Московский полиграфический институт (1961-64, 1983-93).

Среди произведений: книжная иллюстрация - «Приключения Бибигона» К.И. Чуковского (М., 1963), «Умные вещи» С.Я. Маршака (Япония, 1966), «Про оленей» Г. Снегирёва (Франция, 1968), «Командорские острова» М.П. Митурича (М., 1969; Япония, 1993), «Сказки дедушки Корнея» Чуковского (М., 1972; Япония, 1975), «Лиса, Бобёр и другие» С.В. Михалкова (М., 1975), «Маугли» Р. Киплинга (1976, обновленное и дополненное изд., 2005, обе - М.), «Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролла (М., 1977), «Одиссея» Гомера (М., 1983), «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова (М., 1985), «Муха-цокотуха» Чуковского (М., 1986; Япония, 1993), «Ёжики» Киеши Соя (Япония, 1994), «Журавлиные перья» (Япония, 2004), «Веер молодости». Японские народные сказки (2005).

Серии рисунков и акварелей: «Заонежье» и «На Белом море» (1961), «Приморье», «Сахалин», «Курильские острова» (1963-64), «Сибирь» (1978), «Горный Алтай» (1980), «Сирия» (1985), «Осетия» и «Кабардино-Балкария» (1986), «Италия» (1990), «Япония» (1991, 1993-94 и 2002), «Гималаи. Индия» (1996), «Греция» (1997-2001). С 1950-х годов пишет картины: «Москва» (1955), «Портрет Г. Снегирёва» (1960), (1963), «Конец сентября» (1969), «Сумерки» (1975), «Светлый день» (1985), «Жасмин и георгины» (1987-88), «Автопортрет», «Белые лилии» (оба - 1990), «В мастерской» (1996), «Настурции» (1999), «Весна 2004», серия (2004). Также работал в технике автолитографии, линогравюры, шелкографии.
Исполнил росписи интерьера Палеонтологического музея АН им. Ю.А. Орлова (совм. с В.А. Дувидовым, 1986-87).

Автор статей в периодической печати, журналах - «Юный художник», «Творчество», «Детская литература», «Искусство», «Техническая эстетика», «Мир музея»; в сборнике «Советская графика», вступительных статей к каталогам выставок художников XX в.

Награды ведомственные и другие: Серебряная медаль и диплом Международной выставки искусства книги в г. Лейпциге (1965), Серебряная медаль и диплом международного бьеннале иллюстраций детской книги в г. Братиславе (1967), Серебряная медаль и I премия АХ (1987),  Золотая медаль АХ и , орден «Восходящего солнца», Япония (2005); дипломы международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов искусства книги, среди которых диплом им. Ивана Фёдорова и диплом им. Г.Х. Андерсена.


Часто ли в наше жестокое, злое время конфронтаций и ненависти, безверия и опустошенности можно увидеть искусство, исполненное света и радости, восхищения и преклонения перед красотой Божьего мира? Многие ли из нас способны так видеть и так воспринимать? Май Митурич способен. Способен пробуждать в душе зрителя такое восприятие, умеет заражать им близких ему художников, вызывая великую благодарность и искреннюю любовь. Мало кого так любят друзья и ученики, как этого теперь уже «аксакала» с душой и глазами ребенка. 

В течение многих лет Май Митурич был известен прежде всего как график, мастер детской книги. Книги превалировали, хотя, конечно, мы знали и высоко ценили его превосходные рисунки с натуры, акварели, маслянную живопись. Но книги, оформленные Маем Митуричем, становились частью нашей жизни, входили в наши дома начиная с 1960-х годов; наши дети и внуки росли на его книжках. Более тридцати лет наша детская иллюстрация не мыслила себя без его всегда узнаваемых, всегда очень личных «авторских» книжных решений: без чистых звонких красок его палитры; без удивительно доброго юмора и такой светлой, такой причудливо-веселой сказочности «Мухи-Цокотухи» и «Угомона»; таинственных джунглей «Маугли», суровых северных скал, птичьих базаров и оленей рассказов Г. Снегирева... Митурич всегда воспринимался в первую очередь как «книжник», один из лучших наших мастеров детской книги, преемник и наследник ленинградской школы - традиций В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина, В. Курдова. 
Но сейчас, в последние годы, Май Митурич все больше предстает в удивительной целостности своего творческого облика - не иллюстратором-Митуричем, не рисовальщиком-Митуричем, не живописцем-Митуричем, но просто Митуричем, творцом необыкновенного мира - не придуманного, не литературного, увиденного в натуре, живого в каждом штрихе, в каждом движении кисти. В этом открытом для нас художником мире нет никакой разницы между сказочными персонажами детских книг и образами реальной природы; между героями «Одиссеи» и портретами друзей. Реально и сказочно, вне времени, словно в ином, чуть сместившемся измерении живут у Мая Митурича и смятенный ветром буро-охристый подмосковный лес с сизыми прорывами сумрачного предгрозового неба; и дробные листья жасмина, нежно-зеленеющие на перламутровом фоне; и серебряные березы, стынущие в морозном тумане; и букеты цветов; и люди его портретов, узнаваемо-похожие, такие, как в жизни, - и не такие. 

Не за гранью времен, а совсем рядом, очень близко, доступно глазу художника существует, живет, проступает сквозь туман веков прекрасное детство Эллады, белеет нетронутой чистотой прибрежный песок, и корабли Одиссея растворяются в манящих просторах южных морей. И неразрывно с той древней Элладой встают в акварелях, сделанных художником с натуры, неподвластные времени просторы моря, стволы олив, очертания прибрежных скал греческих островов... 
Высятся в незыблимом безмолвии вечности древние Гималайские горы - таинственная Индия, сказочная, пряная, мистическая, непостижимая для европейца страна. Сколько художников пыталось подобрать ключи к ее заповедной двери, и как редко это им удавалось! У Митурича Индия такая же «своя», как Подмосковье, и также поэтически-неуловимая. Сияют горы - серые, розоватые, сизые; бежит река - и все светится, поет музыкой нежных, тонко сгармонированных акварельных красок. Веселые горы, веселые бегущие облака; сизые горы, сумрачные, дождливые, серо-черные среди смятения грозных туч... 

Приближается к нам, выступает из запредельной дали неведомая и непонятная Япония. Далекий и незнакомый мир природы, других людей, и уклад их жизни, народной фантазии открывается в книжках чудесных японских сказок, оформленных Митуричем, в его тонких изящных и веселых иллюстрациях - и созвучных японскому искусству, великой японской цветной гравюре, и оригинально-«своих»; оживает в прозрачных, легких, сделанных тушью рисунках на свитках - интерпретации поэзии Мацуо Басё, классика хоку, традиционной японской поэтической формы стихов-трехстиший. А еще более - в акварелях, пейзажах Японии, пронизанных ее светом, ее воздухом. Сделанные во время пребывания на Хоккайдо, где он прожил год по приглашению своих японских друзей, «японские» вещи Митурича лишены даже оттенка стилизаторства: его рука узнается в каждом штрихе, каждой линии, каждом оттенке цвета. И в то же время - это Япония. Пусть немножко «русская» Япония, представшая в восприятии русского художника, преломленная через его зрение, прошедшая через его душу, но от того особенно близкая нам, понятная и удивительно живая. 
Станковые вещи Мая Митурича - и сделанные маслом работы, и акварели, тонкие, пронизанные внутренним светом, - строятся на сочетаниях изысканно красивых чистых тонов; рождаются, как музыка, от соприкосновения души живописца с «душой» цветов, деревьев, гор - вечным и мудрым духом природы. Рядом с Митуричем и его искусством невольно становится стыдно за свои черной копотью засыпанные глаза, за свою темную, разочарованную душу. Усталые, раздраженные, мы, соприкасаясь с ним, немного преображаемся, приобщаемся к той чудесной стране, где властвует добрый волшебник с таким светлым, радостным и молодым именем Май, куда он доверчиво приглашает каждого, кто способен если не жить там постоянно, то хотя бы заглянуть в щелочку... 

Журнал «ДИ» № 9-10, 2003 



Возврат к списку

версия для печати