МЫЛЬНИКОВ Андрей Андреевич (1919-2012)


МЫЛЬНИКОВ Андрей Андреевич (1919-2012)

Живописец, художник монументально-декоративного искусства, педагог. Персональный сайт: andreymylnikov.com
22.2.1919, Покровск Саратовской области – 16.5.2012, Санкт-Петербург.  Жил в Санкт-Петербурге.

Член-корреспондент (1962), действительный член Академии художеств СССР (Отделение живописи, с 1966), член Президиума (1997), вице-президент Российской академии художеств (с 1997)

Народный художник РСФСР (1968), Народный художник СССР (1976), профессор (1957)

Образование: живописный и архитектурный факультеты Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1938-46), у И.Э. Грабаря, В.М. Орешникова, аспирантура там же (1946-48).

Основные произведения. Работы в области станкового искусства: «Клятва балтийцев» (1946), «На мирных полях» (1950), «Портрет скульптора С.Т. Конёнкова» (1954, 1970), «Пробуждение» (1957), «За завтраком» (1958), «Белая ночь» (1963), «Новогодний пейзаж» (1969), «Ленинград 1941 года» (1974), «Прощание» (1975), триптих «Испания» («Распятие», «Коррида», «Смерть Гарсиа Лорки» - 1979), «Натюрморт с лимоном» (1981), «Натюрморт с синей вазой» (1984), «Тишина» (1987).
Работы в области монументального искусства: панно (мозаика) для станций Ленинградского метрополитена: станция «Владимирская» - «Изобилие» (1955), «Площадь Ленина» - «В.И. Ленин» (совм. с другими, 1958), жёсткий занавес Кремлёвского Дворца съездов (1961), роспись (мозаика, фреска), Театра юных зрителей (г. Ленинград, 1962). Участвовал в создании художественной экспозиции музея «Битва за Ленинград» (сер. 1970-х, г. Ленинград - руководил творческой группой).

Произведения представлены в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея при РАХ, Смоленской картинной галерее, Шанхайского музея живописи имени А.А.Мыльникова, Дрезденской картинной галерее, Музее Людвига в Кельне и других музеях и частных собраниях в Германии, Китае, Испании, Японии, Тайване, США. 

Педагогическая деятельность: преподаватель (с 1947), руководитель мастерской монументальной живописи и заведующий кафедрой живописи и композиции (с 1953) Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина; руководитель Творческой мастерской монументальной живописи РАХ в Санкт-Петербурге (1962-2012).

Государственные награды: Государственная премия СССР (1951), Серебряная медаль МК СССР (1958), Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина (1977), Ленинская премия (1984), Герой Социалистического Труда (1990), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009).

Отец живописца В.А. Мыльниковой.


Мощь пластических притч Мыльникова Монументальные произведения и классическая станковая картина - области творчества Андрея Андреевича Мыльникова. В его монументальных произведениях трагедийность человеческого бытия парадоксально сочетается с бодростью и силой духа. В своих мозаиках и занавесах автор проявляется как мастер конструктивной, архитектурной, логичной композиции, осмысленного и ясного образа. В сюжетах его станковых работ фигурируют символические персонажи, и в то же время некоторые жанровые композиции приобретают черты философского обобщения. Изображение женщины трактуется как символ мира, материнства, гармонии, знаменующий собой непоколебимую силу в жизненном хаосе страстей. В драматургии цвета и острых композиционных решениях проявляется пафос философских притч. В галерее портретов раскрывается тонкость поэтического восприятия художника. Пейзажи и натюрморты Мыльникова предоставляют своеобразный «отдых» от эмоционального накала, свойственного большинству его работ. В пейзаже любимый круг мотивов - виды Санкт-Петербурга, Псковской земли. Всегда присущая искусству художника монументальность, величественность образов сохраняется в картинах природы. С годами пейзажи художника обретают все большую художественную обобщенность, тонкую стилизацию формы. Сложный мир мастера отражают и его рисунки, всегда экспрессивные, с динамичной, уверенной линией, виртуозно строящей форму, и передающие ощущение натянутого нерва. Сочетание гармонии и хаоса, ярости и спокойствия - суть творчества мастера, умеющего превращать события окружающей жизни в емкие символы.
Журнал «ДИ» №9-10,2003

Иллюстрация в тексте: Мыльников Андрей Андреевич (1919-2012). Август 1997. Фото В.И. Гаврилова. Собрание Саратовского областного музея краеведения. Инв. № ФОТ 359.



Возврат к списку

версия для печати