САЛАХОВА Айдан Таировна


САЛАХОВА Айдан Таировна

Персональный сайт: aidans.ru 

Живописец.

Родилась 25 марта 1964г. в Москве. Живет и работает в Москве. 

Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2007г.)
Член Президиума РАХ (с 2007г.)

Профессор (с 2002г.)
Член Союза художников СССР, России (с 1988г.)

Образование:
Окончила МГАХИ им. В.И.Сурикова экстерном (1987г.) Руководитель Т.Т. Салахов.

Основные проекты и произведения:  
«Визуальная стимуляция» (1990г.), «Флора» (1993г.), «Антонимы» (1997г.), «Саспенс» (1998г.), «Дива» (1998г.), «Чай в пустыне» (1999г.), «Мата Хари» (1999г.), «Спящая красавица» (2000г.), «Одалиска» (2001г.), «Живые картины» (2001г.), «Кааба» (2002г.)

Произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи (Москва); Галереи Faridek Cadot (N.Y.); Berman-E.N. Gallery (N.Y.); Sproviery's Gallery; в коллекции Э.Халилова; в коллекции П.Броше; в коллекции Т.П. Новикова; в Музее Современного искусства (Церетели)

Персональные выставки: участник ключевых международных ярмарок и биеннале, в том числе Венецианской биеннале современного искусства (1991, 2011г.), 2-й Международной Московской биеннале современного искусства (2007г.) и др. 
Персональные художественные выставки прошли с 1990 г в Москве (1990,1991,1996,1998,2000-2002,2004-2008, 2012-2013гг.),Санкт-Петербурге (1997,2001,2004,2006г.) Риме (1992г.) Нью Йорке (1992),Стокгольме (1999-2000гг.), Германии (2000,2002), Франции (2004), Италии (2007г.), Азербайджан (2009г.), ОАЭ (2012,2013г.), Великобритании (2013г.)

Государственная,общественная и педагогическая деятельность:
Член кооператива «Страстной 7» (Первая галерея) (1987-1992г.). С 1989г. - совладелец и куратор Первой галереи. 
Основатель и руководитель Айдан галереи (1992-2012гг.)
Член Общественной Палаты РФ (2005-2007гг.)
Преподаватель на факультете  живописи  МГАХИ им. Сурикова, профессор (с 2000г.)

Награды Российской академии художеств:
Серебряная медаль РАХ (2001г.)



«Вспоминаю годы учёбы  в институте  им. В.И. Сурикова и думаю – как много талантливых ребят и  разных концов большого Советского Союза учились со мной. Мы знали по большим выставкам в Манеже, по работам в домах творчестве какие интересные работы были в Таллинне и Вильнюсе, Баку Ереване, Киеве и Ташкенте. Я знала много художников из Азербайджана. Это и недавно ушедший из жизни  Тогрул Нариманбекоов и Фархад Халилов и всем известный Таир Салахов и Рауф Мамедов и многие другие. Уехавшие из Азербайджана они сохранили свою яркую  палитру красок, как Нариманбеков, много лет проживший в Америке и умерший в Париже, а цвет Апшерона я чувствую в абстрактных работах живущего  в Баку Халилова, а с юности я запомнила картины «Сурового стиля» Таира Салахова, а Рауф Мамедов работает  и выставляется в Москве и многих столицах  мира и многие мои друзья, с которыми я училась, представляют  разнообразную картину  искусства Азербайджана. 

Я написала эту  преамбулу, чтобы рассказать о жизни в искусстве замечательной  моей современности Айдан Салаховой, дочери всеми уважаемого  Таира Теймуровича, которая, несмотря  на то, что «на детях гения природа отдыхает» стала необыкновенно популярной  известнейшей из живущих художниц. Кто же не слышал  об «Айдан» галерее, которую уже много лет  выставляет на «Винзаводе» в Москве, а также  на различных  выставках в разных странах самых разных  и очень ярких художников. Даже мне посчастливилось показать свою  видеоинсталляцию «Один день лета» по приглашению Айдан Салаховой в ее галерее на «Винзаводе». Но конечно, главное  -  это её собственное  творчество. Получив  прекрасное образование (окончившая Суриковский институт),  она могла бы следовать  по стопам отца, овеянная его славой. Но время было уже другое и от живописи Айдан переходит к инсталляциям, к видеоинсталляциям, постоянно экспериментируя, и находя всё новые  формы выражения  своих идей. Мне всегда импонировали художники, которые  не останавливались на достигнутых результатах, не клонировали свои успехи  в творчестве, а искали  новые и новые  формы в искусстве. Именно к таким и принадлежит  Айдан Салахова. Участник различных международных выставок и Биеннале, а также  Венецианской престижной Биеннале современного искусства 1999, 2011 года, она исследует взаимодействие Востока и Запада, самой актуальной темы и также вопросы запретов, эзотерики и красоты. Я вспоминаю  её большую выставку в Московском Музее Современного искусства, на которую я пришла ожидая увидеть привычные для меня компьютерные работы, но вдруг увидела  скульптуру – удивительно сложную по исполнению, глубокую по мысли. Последние работы Салаховой, которые  я видела на разных выставках,  были посвящены  образу восточных женщин. Здесь, на выставке на Гоголевском бульваре в МОМА,  я увидела удивительную трансформацию этих образов в скульптуре, созданной в Италии из знаменитого каррарского мрамора, с которым работали  все лучшие скульпторы  прежних эпох, начиная  с Микеланджело.  Графику, где были представлены таинственные, прекрасные, обольстительные, трагические женщины Востока. Только такой тонкий стилист, как Салахова могла создать  такие волнующие, притягивающие образы, современные по исполнению и в то же время  протягивающую  нить времени из иранских миниатюр или японских гравюр времени Хокусаи в современное искусство. Скульптуры, изображающие женщин из чёрного мрамора с тонкими белыми пальцами, напоминали жертвенные камни своей трагической обречённостью. В большом зале подсвеченные белые свитки из мрамора, удивляли своим исполнением и казались сотканными из света.

Выставка замечательно заканчивалась  (или начиналась) документальной съемкой, где красавица Айдан в рабочей одежде, сидела с подмастерьями за большим рабочим столом, обсуждая творческие проблемы и я, после открытия выставки, спрашивала её – что же это за мастерская, так похожая на мастерские  советских художников 60-х годов, таких как у Вучетича и ли Манизера.  Айдан рассказала мне, что это просто современная мастерская итальянского  скульптора.

Я думаю, что сейчас Айдан Салахова делает что-нибудь новое и удивительное, что будет  профессором  Суриковского института и, возглавляя мастерскую современного искусства, она сумеет изменить  имидж института, а её студенты будут находить, как и она, всё новые и новые формы изобразительного искусства.»

Т. Назаренко





Возврат к списку

версия для печати