ВАСНЕЦОВ Андрей Владимирович (1924-2009)


Живописец, художник монументально-декоративного искусства.

24.11.1924, Москва — 6.12.2009, Москва.
Жил в Москве.

Член-корреспондент (1988), действительный член АХ (1991), член Президиума АХ (1997).
Заслуженный художник РСФСР (1977), Народный художник РСФСР (1984), Народный художник СССР (1991). Профессор (1986).

Государственные награды:
Премия Ленинского комсомола (1972), Государственная премия СССР (1979), Премия Совета Министров СССР (1984), орден Дружбы народов (1994), Премия Президента РФ (1998),
Учился: МИПИДИ (1946-52), у А.Д. Гончарова, А.А. Дейнеки, П.П. Соколова-Скаля; ЛВХПУ(1952-1953).

Преподавал:
Московский полиграфический институт (1975-2003).

Секретарь правления СХ СССР (1987-91), председатель правления СХ СССР (1988-91).
Народный депутат СССР (1989-91).
Участник Великой Отечественной войны.

Среди произведений - живопись: «Пейзаж с повозкой» (1951), цикл «Стирающая» (1956-84), «1905 год» (1969-79), «Женский портрет» (1973), цикл «Сборы на охоту» (1973-86), цикл «Натюрморт с кувшином» (1975-83), «Интерьер. Автопортрет с семьей» (1976), «Похороны солдата» (1980-85), «Вечная память» (1981), «Лежащая. И. Васнецова» (1983), цикл «Архангельское» (1983-85), цикл «Лошадь с жеребёнком» (1985-88), «Портрет Насти Васильцевой» (1990), «Лесная дорога с лужей», «В гостях» (обе - 1993), «Река Воря» (1994); монументально-декоративные работы: панно «Москва», живопись (советский павильон, ЭКСПО-1957, Брюссель), «Пейзажи Варшавы» (гостиница «Варшава», г. Москва, 1959), «Покорители космоса» (Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, 1966); мозаики - «Времена года» (санаторий им. Герцена, Московская обл., совм. с Н.И. Андроновым, 1966), «Завоевания Отктября» (фасад кинотеатра «Октябрь», г. Москва, совм. с Андроновым и В.Б. Элькониным, 1967), «Человек и печать. История русской демократической печати» (интерьер нового здания редакции газеты «Известия», г. Москва, совм. с Андроновым, 1977), «Учёная ассамблея» (новое здание АН РФ на Воробьёвых горах, г. Москва, 1992);
гобелены «Архангельское», «Кусково» из серии «Старая Москва» (гостиница «Гранд отель Мэриот», г. Москва, 1997);
фонари (фасад нового здания МХАТ, г. Москва, 1973),
мебель, посуда, зеркала, гобелены (русский ресторан, Международный центр торговли, г. Москва, 1980),
фонтан (чугун, Центральная площадь, г. Архангельск, 1982); а также скульптурная композиция «Пароход» из серии «Из истории транспорта» (железо, г. Тольятти, 1977).

Награды ведомственные и другие:

Золотая медаль АХ (2000).

Статьи о монументальном искусстве, о творчестве современных ма¬стеров в сборниках «Советская живопись», «Советское монументальное искусство», журналах: «Творчество», «Декоративное искусство СССР», «Московский художник».




Васнецов - созидатель иллюзорных пространств
Еще до того как раскрепостилась отечественная архитектура, монументалист Андрей Владимирович Васнецов сообщил улицам Москвы и многих других городов пластическое разнообразие. Ясность, открытость художественного взгляда и внутренний драматизм сложного живописного мира, своеобразное сочетание «аполлонического» и «дионисийского» начал сходятся в творческой манере Андрея Васнецова. Художник работает в разных видах искусства. Монументальная живопись и мозаика раскрыли его умение войти в архитектурное пространство, учесть его функциональные особенности, создать в своих работах особое настроение, которое бы соответствовало будущему назначению. Непростой диалог реалистического языка и монументальной обобщенности, фантазии и действительности возникают в этих произведениях мастера. Его панно, мозаики, росписи отличают строгий и одновременно эмоциональный колорит, подчеркивающий лаконичность образов. Наряду с проектированием и созданием монументальных работ художник также выполнил несколько проектов оформления архитектурно-пространственной среды: различные детали экстерьера, декоративные решетки, фонари и т.д. Разносторонность творческих интересов проявилась и в его гобеленах. С большим увлечением мастер работает в станковой живописи. Она стала еще одной творческой сферой, в которой рождаются не менее интересные образы, чем в монументальной живописи. Его сложные пространственные построения всегда узнаваемы. Его творческий почерк в живописи более драматичен, смел и резок. Композиция и колорит объединены простотой форм и цвета, они минималистичны, но содержательны. Мастера не интересуют детали, мельчайшие подробности, он с увлечением старается дойти «до самой сути». Философию бытия, психологию героя художник стремится найти в портретах, пейзажах, натюрмортах, выбирая тему как возможность рассказать о других и о себе. Пластический язык монументальных работ и станковых произведений Васнецова-педагога совершает свой художественный оборот: он наделяет своих учеников собственными находками, и сам он вместе со студентами азартно увлечен творческим поиском.

Журнал "ДИ" № 9-10, 2003

Возврат к списку

версия для печати