ВДОВКИН Николай Михайлович



Художник – монументалист, эмальер.
 Родился 03.05.1948г. в Казахстане. Живет и работает в Ставропольском крае Минераловодского района в с.Побегайловка.

Академик российской академии художеств (Южное региональное отделение 2003), Заслуженный художник Российской Федерации (2002г)
Член союза художников СССР, России (1975г.). Член ТСХР (2001).

Окончил Московское Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) (1972), факультет «интерьер и оборудование», педагоги А.А.Овчинников, Ю.Е.Милюков.

Основные работы: площадь Славы г. Хабаровск (1973), стадион им. Ленина Пресс-центр г.Хабаровск (1978), витраж «Цвети мой край» г.Хабаровск (1978), витраж в музыкальной школе г.Хабаровска (1980), флорентийская мозаика «Дальний восток» гостиница «Интурист» г.Хабаровск (1982), оформление гостиничного комплекса к Международному океанографическому конгрессу (витражи) г.Хабаровск (1983-1985),  комплексное оформление курорта «Кульдур», Амурской обл. (1987-1989), роспись и эмаль в молодежном центре г.Петропавловска Камчатский (1990-1991), роспись в Никольском соборе и панно в экстерьере здания г.Кисловодск (2002-2007), Ольгинский храм в г.Железноводске (роспись, эмаль, витражи) (1992-1994), Покровский собор в г.Минеральные воды (эмалевые иконы) (1995-1996), Храм Георгия Победоносца в комплексе «Рокада» Минераловодского района (витражи, эмаль, роспись)(2004-05), Храм Преображение Господня г.Бежецк Тверской обл.(роспись)(2000-2001). "Протуберанец" горячая эмаль, (2013). "Ноша» горячая эмаль, (2011), «Мольба» горячая эмаль, (2010), «Полет над Феогдоном» горячая эмаль, (2010), «Красный воин» горячая эмаль, (2011).

Профессор (2003) Высшей школы дизайна Южного Федерального университета г.Ростов на Дону. Председатель правления союза художников Хабаровской организации (1983-1989).

Награды: лауреат премии Хабаровского комсомола (1978), золотая медаль Российской академиихудожествХ (2002), золотая медаль ТСХР (2003), золотая медаль Союза художников России (2008).

Участник региональных, российских и всесоюзных выставок (с 1973).
Персональные выставки: Москва (1996, 2005, 2008, 2014), Германия (2000), Ставрополь (2008, 2013), Майкоп (2014).
Международные выставки: г.Химмерод (Германия)(1993,1995,1997), г.Кёненсбах (Германия)(1999,2000), г.Сиссах (Швецария)(1995,1997,1999), г.Кечкемет (Венгрия)(2003,2006,2009,2013), г.Нью Дели (Индия) (2001), г.Равенштайн (Нидерланды)(2008), выставка эмали г.Токио (Япония) (1994), г.Будапешт (Венгрия) (1997), г.Хан-Мюнден (Германия) (2012).

Произведения находятся в музейных и частных коллекциях:
Германия – музей (Alt Mulle) «Старая мельница», Нидерланды – музей витража и эмали, Венгрия – музей эмали г.Кечкемета, Италия – музей фарфора г.Милан, Швейцария – галерея Мартин г.Сиссах, Люксенбург – центр Пушкина, Индия – национальная галерея современного искусства г.Мумбай, Япония, Австралии, Голландии, Бельгии, Россия – г.Майкоп музей восточных искусств. 







Во времена невиданно жесткого прагматизма, обнажения хитрости, лжи, жадности, цинизма – ведь именно эти качества особенно ценятся ловкими людьми, за короткое время невиданно разбогатевшими, мы встретили человека, все дела которого, помыслы, устремления направлены на то, чтобы плыть против массового течения к легкой наживе и невиданному благополучию. Своей жизнью он утверждает незыблемость вечных истин и вечных ценностей и укрепляет подлинность и ценность исторического, культурного звания – быть человеком. Это Николай Михайлович Вдовкин – художник-монументалист, эмальер, график, педагог, общественный деятель. Известность Вдовкина, как и многих крупных Российских художников, пришла с Запада – явление вполне ординарное для нашей страны. Мы привыкли, что наши ценности часто попранные, возвращаются к нам с Запада. Н.М.Вдовкин – заслуженный художник России, действительный член Российской Академии художеств, лауреат многих зарубежных премий и медалей. Он также лауреат Золотой медали Академии художеств России и премий по итогам «Триеналле» и «Биеналле» по горячей эмали, проводимых в европейских столицах. С 1991 года в селе Побегайловка Ставропольского края проходят Российские и международные приватные симпозиумы по эмали, руководимые Вдовкиным Н.М на базе своей мастерской.
Обратимся к творчеству Николая Михайловича Вдовкина. Среди тех, кто занимается эмалью в России, ему принадлежит одно из ведущих мест. Вдовкин получил хорошее образование: в начале семидесятых годов он окончил Московское художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) – факультет интерьера и оборудования, отделение проектирования мебели. Эмаль имеет, как и любой другой материал, свой пластический язык, присущий только эмальерному искусству. Лаконичное выражение смысла, его знаковость и образное наполнение, порою значительно превышает его изобразительную конкретность, - говорит Николай Михайлович.

 Особенностью творчества Н.М.Вдовкина является то, что он работает в области искусства, имеющего традиции, уходящие вглубь веков, восходящие к истокам христианства. При создании декоративных, прикладных изделий, при украшении ритуальных предметов в Древнем Египте применялась техника, удивительно напоминавшая перегородчатую эмаль, но это была не эмаль. Мастера Древнего Египта предопределили появление глушенного солями стекла, которое, в свою очередь, помогло возникновению первых ювелирных эмалей. В Византии в Х-ХII веках была развита перегородчатая эмаль на золоте. Кроме Византийских перегородчатых эмалей в IX-X веках в маленькой Грузии также делали миниатюры на золоте, как правило, для церковных заказных предметов. К XII веку сложились европейские школы эмали, среди которых наибольшую известность приобрела школа лиможской эмали (Франция).

Перегородчатая эмаль известна в Киевской Руси с XI века и выполнялась она по византийским образцам. У московских мастеров получили распространение эмали по скани. Развитие расписных эмалей по меди удешевило производство и сделало эмалевые изделия доступными для широкого круга, особенно популярно было искусство усольской (сольвычегодской) росписи по эмали. Светские изделия украшаются цветочными узорами, забавными сценками, живо передающими дух эпохи. В XVIII-XIX веках в Ростове Великом изготовлялись иконы в технике расписной эмали, появилась ростовская финифть. Также возникла эмалевая портретная миниатюра, развивавшаяся в русле европейских тенденций. М.В Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов. В Петербургской Академии художеств был основан эмальерных класс.

Второе рождение ювелирные изделия с эмалями пережили в конце XIX - начале XX веков, когда их широко применяли прославленные фирмы Фаберже, Овчинникова, Оловянишникова. Фаберже использовал практически все техники ювелирной эмали, особенно интересно муаровые узоры с текучими линиями. Сложная фактура придавала изделиям особую выразительность. К сожалению, во времена Фаберже еще не было изобретено промышленных высокожгущихся эмалей (люфов, фемешей, матовых и титаносодержащих эмалей). Технология также не знала электрического муфеля с программным управлением и автоматикой температур, что не позволяло создавать большие по размерам вещи и внедрять эмаль в архитектуру.

Под влиянием развития русских эмалей к эмальерному искусству возобновился интерес во всем мире. Сейчас Вдовкин и некоторые русские мастера, работающие в русской традиции, задают том в этом сложном виде искусства. Становится понятно, что Николай Вдовкин глубоко осмысляет процесс преемственности, вопросы порождения новых форм и тенденций в искусстве. Традиции эмалей самого Вдовкина восходят к древнерусской живописи, особенно к иконе. Опирается он на традиции, в первую очередь, древнерусского искусства, извлекая из него для себя наиболее важные, концептуальные смыслы. Следует остановиться на мышлении Вдовкина-художника. Есть много художников в сфере изобразительного искусства ( на то оно и изобразительное), которые в разных планах отображают реальную действительность, или, наоборот, уходят от фигуративности, перенося изображение в сферу условных геометрических и символических форм (авангардное искусство). Часто и те и другие тем не менее только отображают свое видение окружающим. Если художник мастер, он создает свой мир, и картину его мира можно представить целостной, может, даже и как некоторый изобразительный текст о действительности. И совсем не многие, изображая и отображая реальность или осуществляя рефлексию с помощью языка, в данном случае изобразительного искусства, глубинно познают мир, внося не только неповторимые видения, но и понимание. Тогда искусство художника соединяет в себе и изобразительность, и выразительность, и осмысление – глубинно филосовское жизни, бытия. Именно такое искусство сейчас интересует философов, которые занимаются эпистемологией – наукой, дополняющей гносеологию, область познания бытия и мира. Тогда познания перерастает в индивидуальное знание, становится подлинно объективной. Думается, что в лучших работах, в которых Вдовкин достигает большого лаконизма и огромного обобщения его творчество причастно к области объективного знания, реализованного в образной системе изобразительного искусства. 

Интересно посмотреть, как художник нашего времени, живущем в нашем крае осмысляет мир, жизнь, искусство, человека, природу, открывает для себя и для нас великие истины. Его творчество представляет собой целостную систему. Она легко структурируется, а это также свидетельство того, что творчество художника несет в себе глубинное знание. Работы Николая Михайловича Вдовкина, которыми мы оперируем (а они обозначены в его каталогах), можно условно разделить на те, которые связаны с Библией и светские. Сразу же стоит оговориться об условности данного противопоставления так как все работы Вдовкина: и живопись, и графика, и эмальерное дело – обусловлены высоким уровнем абстрагирования, хотя это не абстракция в чистом виде.

Отвлеченность работ Вдовкина мотивируется скорее смыслом, а не одной только формой, хотя и форма у него – внешне выраженное содержание. Отвлеченность работ Вдовкина – это плод глубокого обобщения философского характера. Об этом говорят и названия, несущие концептуальный смыслы: «Нежность», «Правда и кривда», «Любовь», «Мольба», «Борьба», «Нужда». Если в целом выстроить иерархию смысловых систем творчества Вдовкина, то мы имеем дело со следующей закономерностью реализации феноменологического конструирования в произведениях художника. Здесь мы применяем структурно-системный анализ творчества, как знаковой системы. В процессе анализа следует представить ее именно как целостную систему, то есть очертить границы, в рамках которых, знаки приобретают определенную семантику, где все элементы являются взаимообусловленными. Для того, чтобы выявить подсистемы большой сложной системы творчества, нужно определить отличительные признаки каждой подсистемы. Здесь используется классический дихотомический анализ, выявляется корреляции, то есть сходство (подобие) и оппозиции. Выделены опорные элементы системы художника Вдовкина, при  этом система является не статичной, а динамической, многомерной, открытой для наращивания новых смыслов, поэтому любая работа художника может быть рассмотрена как в зоне строго обусловленных системы элементов, так и в зоне переходности. Имеются работы, сочетающие в себе сюжеты, связанные с разными медиальными рангами в системе абстрагирования. Здесь прослеживается соотношения системы и среды, когда каждый системный элемент в качестве среды имеет окружение, с которым он взаимодействует в большей или меньшей степени. Возникает контаминированная симантика, сложная многомерная структура образа. Второй особенностью художественной системы Вдовкина является то, что в основе его творчества лежат три инвариантных образа, которые сформировались в системе, связанной с наивысшей степенью абстрагирования, в которой он опирается на образы древнерусского искусства и Библейские основы. Это образы Троеручицы, как воплощения любви, добра; распинателя как воплощение зла; креста, распятие, как преодоления зла. А вот для воплощения конкретизированных образов добра, света он опирается на найденные им типажи, так, что лицо Богородицы просвечивает в образах материнства, а один и тот же портретируемый образ лежит в основе произведений, например, «Шёпот», «Розовый дождь», «Цветочница».  А также с образами зла: «Аристократка», «Новая русская», - один тип. «Распинатель» просвечивает в различных по степени абстрагированности образах. То же самое с животными: опорные образы – лошадь, корова, собака, птица, рыба. Преобладают черты, которые позволяют видеть в них представителей определенного ряда явлений, их идеальный образец: Богоматерь – воплощение материнства, Георгий – отваги и мужества, Кирилл – старческой мудрости и стойкости. Следует отметить постоянство художника в использовании цвета. При всем многообразии разработок главных цветов, основные цвета – красный, синий, белый с многообразными оттенками и смешениями. Красный очень напряженный, агрессивный цвет, но иногда он просто «красивый». Красный, червленый – это архетипические цвета Ветхого завета, цвета Скинии. В Новом завете – это символ крови Христа. Белый цвет – цвет чистоты. Синий-голубой – цвет неба, Бога. Иногда Вдовкин использует цвета в социальном преломлении, разрабатывая красный, белый, синий, как цвета нынешнего российского флага. Вдовкин опирается на цветопись, где он служит не только для характеристики предмета, но и сам обладает реальностью, в этом случае он всегда интенсивен. Таким образом, инвариантные позиции творчества Вдовкина исчисляемы, хотя не так просто к ним прийти, так как, как семь нот в музыке, эти немногочисленные инвариантные образы и формы могут использоваться в создании крупных симфонических полотен, программных произведений.

Отношение Вдовкина к нашему времени сложно и понятно, что каким бы ни был мудрецом и философом художник, он тоже переживает социальную несправедливость, обиды. Вот и создает он портреты, произведения иной направленности, где изображает то, не приемлет в реальной жизни, от чего хотел бы отрешиться и избавиться. Это портреты «новых русских», людей находящихся у власти («Хищница», «Аристократка», «Властелин», «Временщик»). Так же, как и нас, художника возмущает то, что люди, имеющие возможность оставить след в истории страны, помочь народу, действуют, фактически, против них, заботясь только о себе. Это те которые выползают на поверхность, особенно тогда, когда история обнаруживает «разломы», когда все разрушено и только заново складывается, возникает. Художник, который мыслит эволюционно, понимая, что только через передачу ценностей, их развитие и упрочение возможен прогресс. В нашей жизни и сейчас все так не прочно, зыбко, неопределенно. Верно, что утрачиваются святыни, мир не прочен и беспокоен. Но и здесь художника не оставляет ирония, теплая насмешка над «Улётными мужиками», которые отрешены от реальной действительности, хотя видимо, могли бы что  то в ней упрочить и изменить. Подчас художник анатомирует лицо, изучая природу человеческого распада, фиксируя его, заостряя наше внимание не только на прекрасном, но и на безобразном («Бывалый», «На троих»).

Деятельность и творчество Вдовкина Н.М наполнена тем неугасающим светом, который несут и берегут подвижники, верящие в человека и творческие силы. Для чего они это делают? Наверное, прав философ: чтобы не унывать и до конца бороться за «окрыление душ».


К.Э.Штайн – доктор филологических наук, профессор,
Д.И.Петренко – ответственный за выпуск
 научно-исследовательской лаборатории Гуманитарного института СКФУ г.Ставрополь.







Возврат к списку

версия для печати