«Пушкинский Тифлис». Выставка З.К. Церетели в Санкт-Петербурге

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 21.10.2002. - 21.11.2002.
Открылась выставка произведений живописца, скульптора, монументалиста, президента Российской академии художеств Зураба Церетели «Пушкинский Тифлис».
Универсальность и мощь художественного дара З.Церетели, масштабность его личности воплотились в произведениях всех видов и жанров изобразительного искусства, в реализации грандиозных художественных проектов. В своем творчестве художник воплощает широчайший диапазон тем, обращаясь к явлениям повседневной жизни, историческим событиям, текстам Библии. Постепенно они реализуются в различных материалах, приобретая при этом новое звучание, образуя обширные серии произведений. Выставка «Пушкинский Тифлис» представляет одну из интереснейших граней творчества мастера. В работах этого ряда преломились темы, основополагающие для художника. Это прежде всего тема родного Тбилиси, разрабатываемая автором на протяжении всей его творческой жизни в разных техниках и материалах. Яркие впечатления детства и юности, богатейшая национальная культура, мировой художественный опыт являются источником его неиссякаемого вдохновения. Проблемы творчества художника в меняющемся мире - второй важнейший пласт тем, к которым обращается Церетели в своих произведениях. В основе экспозиции - графика, серия барельефов на сюжеты из жизни старого Тбилиси: «Тбилисоба», «Музыканты», «Свадьба», «Песня о старом Тбилиси», «Тифлисский дворик» и другие. Состоящая из двух десятков работ, эта серия, удивительно цельная, словно создана на одном дыхании. Одна работа дополняет другую, образуя тем самым развернутое поэтическое полотно. В то же время каждое произведение самоценно и представляет собою целый мир, созданный воображением художника. Персонажи работ острохарактерны и выразительны. Автор мастерски передает атмосферу праздника, бурной жизни южного города, некогда взволновавшую и А.С. Пушкина, воспевшего чудный край в своей поэзии и прозе. Выразительный цветовой акцент выставки - композиция «Серные бани», выполненная не только в бронзе, но и в технике масляной живописи и перегородчатой эмали. Композиция «А.С. Пушкин» также представлена в разных материалах. Более строгая в бронзе, она очень эмоциональна в живописи. Со свойственной ему страстью, пластической и живописной силой Зураб Церетели передал миг вдохновения, состояние поразительной внутренней свободы поэта. Эта небольшая выставка дает возможность жителям северной столицы познакомиться с различными гранями творчества крупнейшего современного мастера.

«Пушкинский Тифлис» Зураба Церетели, или «Тифлис глазами Пушкина» - это живой, гибкий, пластичный, как жива, гибка и пластична жизнь, увиденная глазами поэта, цикл работ большого современного художника. В произведениях, представленных на этой выставке, счастливо сошлись любовь к пушкинскому слову и любовь к Тифлису. В «Путешествии в Арзрум» едва ли не самые светлые страницы посвящены Пушкиным пребыванию в Грузии: «Мгновенный переход от грозного Кавказа к миловидной Грузии восхитителен. Воздух юга вдруг начинает повевать на путешественника» или - «Здесь начинается Грузия. Светлые долины, орошаемые веселой Арагвою, сменили мрачные ущелия и грозный Терек» и далее: «Я оставил Душет с приятной мыслию, что ночую в Тифлисе». Все увиденное переполняет Пушкина - и римские древности, и восточная экзотика, нравы и обычаи, вся пестрота жизни! За две недели, проведенные в Тифлисе, поэт успел познакомиться с жизнью шумного, яркого, разнонационального Тифлиса и полюбить этот город. А пребывание Пушкина в столице Грузинского княжества породило бесчисленное количество легенд и рассказов, Герой этих повествований, с головой окунувшийся в пестроту восточного города, поистине вездесущ. Вот как описывает пребывание Пушкина в Тифлисе один из свидетелей: «Там видели его, как он шел, обнявшись с татарином, в другом месте он переносил открыто целую стопку чурехов. ...Перебегает с места на место, минуты не посидит на одном, смешит и смеется, якшается на базарах с грязным рабочим муштаидом и только что не прыгает в чехарду с уличными мальчишками» (С. Максимов. «Год на севере». М.,1890. С. 409). И в работах Зураба Церетели предстает Тифлис, увиденный глазами вездесущего Пушкина. Грузинская свадьба, похороны, сороковины, узкая тифлисская улочка, тифлисский дворик, тифлисский базар и, конечно же, «роскошные тифлисские бани», столь подробно описанные Пушкиным в «Путешествии в Арзрум». Бурление жизни, полифония, «многоголосье» в рельефах Церетели то почти дословно совпадают с пушкинским текстом, то выходят за его пределы, создавая как бы параллельный текст. История иногда прибегает к приемам чисто художественным, кажется, что она заставляет нас обратить внимание на совпадение или, если угодно, рифму - выставка работ Зураба Церетели, нынешнего президента Академии художеств, представлена во Всероссийском музее А.С. Пушкина - поэта, водившего дружбу с президентом Академии Художеств Алексеем Николаевичем Олениным и вице-президентом Академии художеств Федором Петровичем Толстым и посетившего осенью 1836 года, за несколько месяцев до трагической гибели, выставку в Академии художеств.

Тамара Мишина -Буковская, заведующая отделом «Пушкин и современность» Всероссийского музея А.С. Пушкина.



Возврат к списку

версия для печати