Монография. Михаил Николаевич Соколов. Сад. Буря. Тьма. О символике природы в искусстве Нового времени.

 

Монография. Михаил Николаевич Соколов. Сад. Буря. Тьма. О символике природы в искусстве Нового времени. Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 18-112-00207. Издательский дом «РИП-холдинг», 2019. Тираж 300 экз.

Данный труд принадлежит перу Михаила Николаевича Соколова - доктора искусствоведения (1991), заслуженного деятеля искусств Российской Федерации (1996), члена-корреспондента Российской академии художеств (2012), эксперта РГНФ. Книга продолжает исследования, представленные в книге «Принцип рая. Главы из истории сада, парка и прекрасного вида», и нацелена на раскрытие существенных закономерностей европейского садово-паркового искусства Нового времени (в основном, раннего Нового времени) - в его взаимодействии с историческим ландшафтом как таковым. Географический диапазон охватывает в основном Великобританию, Францию и Италию (равно как и Россию, осваивавшую, а затем и ощутимо дополнявшую западноевропейское садовое искусство), а хронологическая и стилистическая шкала - прежде всего, те столетия (XVI-XVIII вв.) и те художественные эпохи (от Ренессанса до раннего романтизма), когда парк и окружающая природа вовлекались в особенно активное и взаимопреображающее соседство. Сад и дикая природа концептуально намечены в качестве базисных топосов этого соседства и взаимодействия. Если в предыдущей книге доминировал именно «принцип рая» (как блаженной идиллии, предопределяющей ближние и дальние садово-природные виды), то в новых штудиях возобладает принцип «бури в саду», - бури как той универсальной метафоры, которая проявляется в своеобразном деструктивном созидании или созидательной деструкции, внедряющей в искусство вольницу природных стихий. Отдельные разделы посвящены: меняющемуся образу Матери Природы в ее доброй и грозной ипостасях; иконографии и поэтике бури, ненастья и тени (с общими выводами о той «драме ландшафта», которая находит свое выражение и в поэтике садов). Для исследования были привлечены многочисленные примеры из литературы, философии, изобразительных и прикладных искусств.

ISBN 978-5-903190-95-9




версия для печати