Сокровища исламской архитектуры. Стародуб-Еникеева Татьяна Хамзяновна.

 

Сокровища исламской архитектуры. Стародуб-Еникеева Татьяна Хамзяновна. М.: Белый город, 2004. 495 с.: ил.

Книга посвящена произведениям мастеров строительного искусства, которые жили и творили в эпоху Средневековья в странах Западной Азии и Северной Африки, населенных разными народами, но объединенных общей идеологий – исламом.

Представленные в книге памятники занимают в истории мировой архитектуры не менее почетное место, чем прославленные достижения архитекторов христианской Европы или буддийской Азии. Книга убеждает в многоликости и разнообразии художественных культур мусульманского мира, в том, что каждый его регион внес свой вклад в развитие исламского зодчества и подарил человечеству прекрасные, своеобразные и подчас загадочные сооружения.

Предисловие («Наука искусных приемов») посвящено определению специфических особенностей и черт исламской архитектуры, которая рассматривается в контексте истории ислама и исламской эстетики. Последующие главы построены по типологическому принципу. Впервые выделен архитектурный тип мусульманской святыни: Кааба в Мекке и Купол Скалы в Иерусалиме рассматриваются как специфические архитектурные памятники (глава «Святыня»). Во второй главе говорится о мечети – важнейшем культовом здании ислама, об обстоятельствах появления и развития его архитектурных типов; подробно охарактеризованы известнейшие мечети исламского мира, представленные в соответствии с их значением и в хронологической последовательности. В главе «Медресе – маристан – ханака» рассматриваются специфические для мусульманского образа жизни учебно-научные и лечебные здания, обители мистиков. В главе «Мавзолей» прослеживается эволюция мусульманской мемориально-культовой архитектуры от камерного мавзолея в Бухаре до грандиозного Тадж-Махала в Агре. Пятая глава посвящена мусульманским дворцам, реконструкции образа несохранившихся памятников и анализу шедевра исламского зодчества – Альгамбре в Гранаде. Авторский текст сопровождается множеством цветных иллюстраций (не только архитектурных памятников, но и произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства), а также ссылками на источники цитат, картой, библиографией и иллюстрированным Глоссарием, что позволяет одновременно решать научные и просветительские задачи.






версия для печати