Искусство Раннего Ренессанса во Флоренции. Козлова Светлана Израилевна.

 

Искусство Раннего Ренессанса во Флоренции. Козлова Светлана Израилевна. М.: Белый город, 2011. 48 с., ил.

Первые всходы культура Возрождения дала именно во Флоренции XV века. В тексте охарактеризованы социально-исторические и мировоззренческие предпосылки для формирования здесь нового искусства. Сложение стилистики Раннего Ренессанса в архитектуре показано на выдающихся образцах, выполненных Брунеллески, Альберти, Микелоццо и Джулиано да Сангалло. В культовых зданиях трансцендентализму Средневековья противопоставлена теперь ясная логика форм, пропорций и освещения. Для гражданских построек характерна рациональная структура и открытие пространства вовне, ориентированное в перспективе на создание идеального города по модели гармонии мироздания. Автор отмечает также широкое использование антикизирующих элементов вплоть до классических ордеров. Становление этого стиля all’antica представлено в сложной взаимосвязи ренессансных и средневековых черт.

В скульптуре, в анализе которой также не упускается из вида роль средневековых компонентов, основную проблематику составляет создание т. н. живописного рельефа (Гиберти); свободно стоящей статуи, воплощающей идею доблести (Донателло); влияние античности в передаче человеческой фигуры в драпировках или обнаженной (Донателло, семья делла Роббиа), в портрете (Антонио Росселлино, Мино да Фьезоле), надгробии (Бернардо Росселлино). Кроме того, уделено внимание более рафинированному направлению в пластике, возникшему в окружении Медичи (Антонио Паллайоло, Верроккьо).

Центральный момент истории флорентийской живописи Раннего Ренессанса – выработка Мазаччо нового языка, в котором в монументальный синтез соединяются перспективный строй, человеческая фигура и действие. Прослеживается, как ту или иную сторону его пластически-пространственного метода развертывают последующие мастера: Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли, Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Поллайоло, Боттичелли, Гирландайо. Подчеркнуто, что на общую для Раннего Ренессанса стилистику накладывается персональное решение художественных задач.






версия для печати