Раннее Возрождение в Венеции. Козлова Светлана Израилевна.

 

Раннее Возрождение в Венеции. Козлова Светлана Израилевна. М.: Белый город, 2011. 48 с., ил.

Искусство Раннего Ренессанса в Венеции представлено в синтезе разного рода стилистических влияний и тенденций. Во многом он зависел от особого географического положения Венеции и ее широких контактов со странами Запада и Востока. Автором проанализированы специфика официальных построек города, его дворцов, вилл, типология культовых зданий. При этом выделен момент стилистической эволюции в архитектуре в направлении классицизации языка.

Скульптура Венеции XV века, тесно связанная с архитектурой, иногда даже единым авторством, также подчинена принципу регионального своеобразия. Показано постепенное освобождение венецианской пластики от следов тречентистского наследия, пробуждение интереса к ренессансному рационализму и утверждение в ней антикизирующих мотивов и форм. В плане классицизации воздействия важное место занимает здесь тема надгробия, она рассмотрена на примере работ Паоло и Антонио Бреньо, Риццо, гробниц круга Пьетро и Туллио Ломбардо. Творчество этого последнего мастера позволило продемонстрировать явную устремленность к классическому идеалу, проявившуюся в скульптуре Венеции к концу кватроченто.

Автор текста отмечает замедленный темп усвоения нового языка в живописи Венеции, так что лишь к последним десятилетиям XV века складывается собственный венецианский вариант ренессансного художественного мышления. Наибольшее внимание уделено в тексте искусству художников из семей Виварини и Беллини, а также Карпаччо и Чимы да Конельяно. Рассмотрены их картины на религиозные сюжеты, в том числе композиции под названием «Сакра Конверсационе», а также «исторические» полотна для скуол, портреты и кроме того — произведения классической тематики. Отмечены богатый колоризм, склонность к созерцательности, пантеистическое чувство природы, свойственные венецианской живописи Раннего Возрождения. Подчеркнут исключительный вклад Джованни Беллини в разработку тонального колорита, с использованием которого будут связаны не только блестящие достижения чинквечентистских мастеров Венеции, но и последующий ход живописи.






версия для печати