Из эмигрантской дали спасти Отчизну. Литовское искусство и литовские художники в эмиграции (1940–1990). Червонная Светлана Михайловна.

 

Из эмигрантской дали спасти Отчизну. Литовское искусство и литовские художники в эмиграции (1940–1990). Червонная Светлана Михайловна. М.: Прогресс-Традиция, 2012. 566 с., ил.

Монография является первым в российском искусствознании систематическим исследованием феномена литов¬ской художественной эмиграции, основной поток которой составляют беженцы 1944 года. Сам факт их массово¬го исхода был политическим протестом против установления в Литве советской власти. Книга, включающая словарное приложение, содержит биографические данные и анализ творчества художников литовского происхождения, работавших во второй половине XX века в различных странах Европы, Америки, в Австралии и на других континентах. Литовское искусство в изгнании рассматривается в контексте и сравнении с творчеством латышских, эстонских, украинских, русских художников, оказавшихся в эмиграции после Второй мировой войны. Книга содержит также мало известные сведения о белорусских, еврейских, польских художниках, уходивших в свою дальнюю эмиграцию – в Америку, Европу, Азию – из Литвы или через Литву. Созданная при опоре на достижения современного литовского искусствознания, чрезвычайно внимательного к судьбам своих эмигрантов, монография является оригинальным исследованием, которое содержит авторскую теоретическую концепцию искусства в изгнании и определенный пласт фактических данных и материалов, публикуемых впервые, почерпнутых автором в архивах и в ходе полевых исследований (прежде всего в Германии). Стремление художников, оказавшихся за границами Литвы, служить своей оставленной родине, развивать традиции национальной культуры, сохраняя свою граждан¬скую, этническую, конфессиональную (католическую) идентичность, и их способность к освоению общечеловеческих ценностей глобальной цивилизации, к активному участию в развитии современного искусства (art modern and art post-modern) составляют сложное диалектическое единство, вербально обозначенное автором метафорой «Они унесли с собою Литву» и «Они принесли в Литву художественный прогресс зарубежного мира». Значительное внимание уделяет автор связям литовских художников-эмигрантов с родиной и процессу возвращения как самих мастеров, так и их художественного наследия в Литву – процессу уникальному по своей последовательности и масштабу, заслуживающему внимательного изучения данного опыта в других странах Восточной Европы.






версия для печати