Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ИГРУШКА


(англ.
toy, фр. jouet, нем. Spielzeug) — вид изобразитель­ного искусства, по характеру синтетический, граничащий с другими его видами: скульптурой, декора­тивным искусством, дизайном; спе­циальный предмет, использующийся в детских играх, предназначенный для забавы, обучения, эстетического воспитания и развития детей. И. об­ладает обобщенными типическими свойствами воспроизводимого объек­та и обеспечивает воспроизведение соответствующих действий с ним. И. отражает особенности быта и труда народа, обычаи, верования, идеалы воспитания, играя самостоятельную роль или определяя ее играющему.

Как произведению искусства И. присуща большая мера условности, лаконизма, жизнеподобия, а также игровая динамика, разнообразие иг­ровых действий. Художественное своеобразие И. состоит в создании эффекта движущегося, меняющегося образа. И. разнообразна по типам, ма­териалам, по технике изготовления, а также по возрастному и воспита­тельному назначению.

В зависимости от того, кто явил­ся создателем И., она бывает наро­дной (крестьянской, фольклорной, включающей обрядовую и детскую), самодеятельной и промышленной. По способу использования детьми и вос­питательному воздействию И. можно определить как двигательную, сен­сорную, конструктивную и т. д. С точки зрения педагогики выделяют И. готовые, полуготовые и материалы для игры. Многообразно использова­ние И. в разных видах игр: сюжет­ные или образные, технические, иг­ровые строительные материалы, кон­структоры, сборно-разборные, дидак­тические, И. для подвижных и спор­тивных игр, театральные и декоратив­ные, игрушки-забавы, звуковые, му­зыкальные И.

История И. насчитывает многие тысячелетия. По-видимому, ее проис­хождение связано с ритуалом, обря­дом. У ее истоков могли быть игры-упражнения, для которых взрослыми изготавливались меньшие по разме­рам, но реальные орудия труда, ус­ложняющиеся по мере изменения «взрослых» орудий.

Наиболее ранние И. (IIIII тыс. до н. э.) найдены в Египте (фигурки людей из глины, дерева и ткани, изо­бражения животных, игрушечная ут­варь, мячи из кожи). В античную эпоху И. становится более разнооб­разной: подвижные куклы из терра­коты, кукольная посуда и мебель, погремушки, волчки, свистульки, фигурки из кости, олова, янтаря, де­рева. В средневековой Европе произ­водством И. занимались столяры Лиможа (Франция), резчики по де­реву в Рудных горах, ремесленники Нюрнберга (Германия). В 12—13 вв. появляются куклы, напоминающие современные. В эпоху Возрождения И. становится частью художественно­го ремесла: куклы-манекены, демон­стрирующие новые направления в одежде и прическах, настольные игры, театральные и спортивные И., изготовлявшиеся из дорогих пород дерева, драгоценных металлов, кам­ней и тканей. В 1523 г. появился и сам термин «игрушка». В 18—19 вв. окончательно складываются центры игрушечного производства Германии (Зоннеберг, Нюрнберг, Зайффен) и Франции (Лимож, Страсбур). С 19 в. развивается промышленное производ­ство И.

На территории России и Украи­ны древнейшие И. относятся ко II тыс. до н. э. (фатьяновская культура); при раскопках славянских городищ в Приднепровье найдены игрушки 6—8 вв. Глиняные фигурки людей, коней, птиц, разнообразные свистуль­ки найдены близ Новгорода, Киева, Твери, Москвы, Рязани, Радонежа.

Народная И. неотъемлемая часть народного искусства, которой присущи те же характерные черты и особенности: коллективность твор­чества на основе преемственности и традиции, эпичность, художествен­ный образ, основанный на подобное -ти, повторе и вариации. Среди изде­лий центров русской народной И. наибольшей известностью пользуют­ся богородская (Московская обл.), се­меновская, полх-майданская, горо децкая (Нижегородская обл.) де­ревянная И.; дымковская (Кировская обл.), абашевская (Пензенская обл.), филимоновская (Тульская обл.), кар гопольская (Архангельская обл.)глиняная И.

В г. Сергиев Посад под Москвой создан и действует Музей игрушкиодин из немногих в мире.

К народной И. примыкает И. са­модеятельная, в отличие от народной, не обладающая устойчивостью форм и образов, не ориентирующаяся на традицию и не являющаяся произве­дением коллективного творчества. В России, как и в других странах мира, развито промышленное производство И. В кон. 20 в. широкое развитие получают всевозможные электрон­ные И.

ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТ­РАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ

версия для печати