Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ИДЕАЛ


(фр.
ideal, от греч. idea — идея, прообраз) в пластических ис­кусствах высший образец духовной и физической красоты, истины и добра, воплощенный в человеке. Ре­альностью И. является прекрасное. Каждая эпоха выдвигает свой И.божества, святого, монарха, героя. В Древней Греции в 5 в. до н. э. были созданы классические идеальные об­разы «прекрасных и доблестных» ге­роев, ставшие эталоном совершенст­ва для многих последующих эпох. В Византии после победы над иконо­борчеством появляются идеальные нормы изображения Христа, Богоматери, персонажей Священного писа­ния, оказавшие сильное влияние на искусство многих христианских стран, в т. ч. Руси, где возникли на­циональные типы идеальных образов. В эпоху Возрождения художники, опираясь на античную традицию, со­здали идеальные образы как христи­анских, так и античных богов и геро­ев, ставшие образцами для искусства и художественного образования в пос­ледующие столетия. Академии худо­жественные (кон. 16 — нач. 20 в.), ориентируясь на норматив­ность образов, способствовали раз­работке и утверждению в практике правил художественной идеализации. В творчестве крупнейших художни­ков от Рембрандта, Питера Пауэла Рубенса, Диего Веласкеса до Поля Гогена, Аристида Майоля, В. И. Су­рикова, И. Е. Репина рождается но­вый тип художественного и челове­ческого И., опирающийся как на ан­тичную и ренессансную традиции, так и на обобщение и типизацию жиз­ненных прототипов. В 20 в. утвержде­ние социального и национального И. стало целью многих направлений нео­традиционализма, в т. ч. социалис­тического реализма: наряду с поэ­тичными, искренними, возвышенны­ми представлениями об И. это вызва­ло обилие вариантов официального идеализирующего искусства. Для ис­кусства кон. 20 в. характерны как вос­поминания об идеальных образах прошлого, порожденные постмодер­низмом. так и язвительные насмеш­ки над фальшивыми, претенциозны­ми имитациями И. См. Соц-арт.

ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТ­РАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ

версия для печати