Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ТРАДИЦИЯ


ТРАДИЦИЯ (лат.
traditio — пове­ствование, предание) историчес­ки сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, на­выки, правила, художественные при­нципы, нормы, образы прошлого, ос­ваиваемые и используемые для дости­жения целей, стоящих перед совре­менным искусством. Художественные Т. с глубокой древности являются ос­новой культуры каждого народа, бу­дучи обусловлены строем его жизни, устоями мировоззрения, космогони­ческими представлениями, веровани­ями и особенностями быта. Корни таких Т. лежат в первобытном ис­кусстве и древних слоях народного сознания; исторические переломные явления (возникновение земледелия и скотоводства, образование госу­дарств, формирование основных ре­лигий) создают новые Т., однако древние Т. показывают поразитель­ную устойчивость и в преломленном виде входят в культуры нового типа (так, изобразительные символы глу­бокой древности «Древо Жизни», знаки Солнца, Земли, Воды пре­вращаются в орнаментальные моти­вы). Древнейшие Т., коренящиеся в ранних этапах развития народов, пи­тают, с одной стороны, традицион­ное искусство Африки, Америки, Океании, прошедшее через многие века, с другой стороны, народное искусство Европы и Азии, имеющее столь же долгую историю: то и дру­гое основано на коллективной пре­емственности; испытывая внешние воздействия и внутренние импульсы обновления, они сохраняют до наших дней исходные традиционные осо­бенности.

Другой устойчивый тип Т. фор­мируется в государствах Древнего Востока, античности, средних веков на базе народного искусства и освя­щаемого религией канона. В Индии, Китае, Японии, странах Юго-Вост. Азии Т. пережила тысячелетия, ок­расив все позднейшие этапы разви­тия культуры этих регионов; нацио­нальная Т. здесь вобрала в себя как древние культурные истоки, так и позднейшие каноны брахманизма, буддизма, конфуцианства и т. д. В странах Ближнего и Среднего Вос­тока, Сев. Африки национальные Т. соединяют наследие античности и народного искусства с канонами ис­лама. В Европе (в т. ч. в России) формирование национальных школ и национальных Т. отправлялось от наследия античной культуры и реме­сел евразийских народов (германцев, кельтов, утро-финнов, тюрок, славян и др.), ставшего истоками народно­го искусства; в большой мере осно­ву Т. составили христианские ка­ноны.

С эпохи Возрождения важной проблемой становится выбор Т. (ан­тичной, средневековой, восточной и т. д.). Обращение к Т. может быть осознанным и программным (опора художников и архитекторов Возро­ждения и классицизма на Т. антич­ного искусства), но может проявлять­ся и в искусстве, по внешности резко отличном от предшественников (та­ков глубокий интерес Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, Анри Матисса к Т. классического ис­кусства). Несмотря на декларации ли­деров авангардизма об их принципи­альном отказе от опоры на Т., несо­мненны связь сюрреализма с мань­еризмом 16 в., кубизма с негри­тянской скульптурой и т. д. С другой стороны, история искусства знает немало примеров почитания и обо­жествления Т., канонизации ее внеш­них признаков при выхолащивании сути Т. и при подмене ее собствен­ным представлением о задачах искус­ства: так, академизм 19 в., культиви­руя античную и ренессансную Т., и социалистический реализм, деклари­руя преданность искусству передвиж­ников, часто создавали идеализирую­щее, апологетическое искусство, да­лекое от прославленных образцов.

Живое развитие искусства, нова­торство не могут существовать без исторических корней, без переосмыс­ления и развития (зачастую парадок­сального) опыта предшественников.

Это влечет и развитие самой Т., окостенение которой ведет к омертвлению искусства.

ТАБЕРНАКЛЬ ТАБЛЕТКА ТАЙ ТАК ТАКА-МАКИ-Э ТАКИЯ ТАЛИК ТАМБУР ТАМБУР ТАНГИР ТАНКА ТАОТЭ ТАТАМИ ТАУКИ ТАУШИРОВКА ТАФТА ТАХОТО ТАШИЗМ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ТЕАТРОН ТЕЗИС ТЕКЕМЕТ ТЕКСТИЛЬ ТЕКТОНИКА ( ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕ­МЫ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ТЕМА ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИ­ЦИЯ ТЕМПЕРА ТЕНЕВАЯ ГЛАЗУРЬ ТЕНИЯ ТЕНЬ ТЁПЛЫЙ ЦВЕТ ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ТЕРЕМ ТЕРМЫ ТЕРРАКОТА ТЕРРАСА ТЕРРАСНАЯ ЗАСТРОЙКА ТЕРРАСНЫЙ ПАРК ТЕТРАКОНХ ТЕХНИКА ТЕХНИКА СКУЛЬПТУРЫ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ТЕЧЕНИЕ ТИМ ТИМПАН ТИПАЖ ТИПИЗАЦИЯ ТИПИЧЕСКОЕ ТИПОГРАФИКА ТИРАЗ ТИСНЕНИЕ ТИТУЛ ТКАЧЕСТВО ТОБОЛЬСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ ТОВАРИЩЕСТВО ТОВАРНЫЙ ЗНАК ТОКОНОМА ТОН ТОНАЛЬНОСТЬ ТОНДО ТОНИРОВАНИЕ ТОНО ТОНОВАЯ ГРАВЮРА ТОР ТОРАНА ТОРГОВЫЕ РЯДЫ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР ТОРЕВТИКА ТОРЕЦ ТОРЖОКСКОЕ ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ ТОРИИ ТОРС ТОРУС ТОРЦОВАЯ ГРАВЮРА ТОСКАНСКАЯ БАЗА ТОСКАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР ТОТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТОУМАНИ ТОФЕТ ТОЧЕНИЕ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТРАВЕЯ ТРАВЛЕНИЕ ТРАГИЧЕСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ТРАДИЦИЯ ТРАНСАВАНГАРД ТРАНСЕПТ ТРАНСПАРАНТ ТРАПЕЗНАЯ ТРАФАРЕТ ТРЕЛЬЯЖ ТРЕХЧЕТВЕРТНАЯ КОЛОННА ТРЕЧЕНТО ТРИГЛИФ ТРИГЛИФНО-МЕТОПНЫЙ ФРИЗ ТРИКОНХ ТРИПТИХ ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ КОЛОННА ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА ТРИУМФАЛЬНЫЙ КРЕСТ ТРИФОРИЙ ТРОМП ТРОН ТРОФЕИ ( ТРОФЕЙ ТРОХИЛ ТРОЯНКА ТУГРА ТУМБА ТУМБОЧКИ ТУМУЛОСЫ ТУС-КИЙИЗ ТУШЬ ТФИЛИН ТХАТ ТЬЕРСЕРОН ТЭНСЮ ТЮРБЕ ТЯБЛО ТЯГА ТЯНИВА ТЯНОЮ ТЯСИЦУ ТУРУНДЖ

версия для печати