ФУТУРИЗМ
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее) — литературно-художественное направление нач. 20 в. в Италии и России. В 1909 г. итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал «Манифест футуризма», положив начало этому направлению. В следующем году сложилась футуристическая группировка, в которую помимо Маринетти вошли художники Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северини, Джакомо Балла. Идейно-эстетическая программа объединения излагалась в ряде манифестов: «Манифест художников-футуристов» (1910), «Технический манифест футуристической живописи» (1910), «Манифест футуристической скульптуры» (1912), «Манифест футуристической архитектуры» (1914) и др. Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех ее проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Стилистика футуристической живописи складывалась под влиянием французского кубизма, однако итальянские художники отвергали кубический принцип анализа формы и стремились к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Для их живописи характерны «энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами и пересекающими их острыми углами. В ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные формы зигзага, спирали, эллипса, воронки, скошенного конуса. Один из основных принципов футуристической картины — симультанность (одновременность), т. е. совмещение в одной композиции разных моментов движения. Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства, вторгающегося в реальное пространство, охватывающего зрителя со всех сторон (попытки ее осуществления — «пластико-динамические комплексы» Балла, скульптура Боччони). Пропагандируя свои идеи, футуристы прибегали к эксцентричным манифестациям и провоцирующим жестам; в их шумных выступлениях зарождался акционизм как форма авангардистского искусства. После первой мировой войны Ф. угасает, однако в 1920-х гг. его эстетика реанимируется в движении, получившем позднее название «второго футуризма» (Энрико Прамполини, Фортунато Деперо). В России Ф. проявился гл. обр. в поэзии; в живописи существовало направление кубофутуризма (Д. Д. Бурлюк, О. В. Розанова).
|
|
ФАБЕРЖЕ
ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
ФАКТУРА
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
ФАН
ФАНТАСТИКА
ФАРФОР
ФАС
ФАСАД
ФАСКА
ФАСЦИИ
ФАХВЕРК
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ
ФАЯНС
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА
ФЕЛОНЬ
ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА
ФЕСТОНЫ
ФИАЛ
ФИБУЛА
ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
ФИКСАТИВ (
ФИКСАЦИЯ
ФИЛЁНКА
ФИЛИГРАНЬ
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
ФИНИФТЬ
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
ФЛЕЙЦ
ФЛИГЕЛЬ
ФЛОМАСТЕР
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА
ФЛУКСУС
ФЛЯГА
ФОВИЗМ
ФОЛОС
ФОН
ФОНАРЬ
ФОНТАН
ФОРЗАЦ
ФОРМА
ФОРМАЛИЗМ
ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД
ФОРМАТ
ФОРМОВКА
ФОРМОВЩИК
ФОРТ
ФОРУМ
ФОТОГРАФИКА
ФОТОИСКУССТВО
ФОТОМОНТАЖ
ФОТОТИПИЯ
ФРАНЦУЗСКИЙ ПАРК
ФРЕСКА
ФРЕСКО А СЕККО
ФРИЗ
ФРОНТАЛЬНОСТЬ
ФРОНТИСПИС
ФРОНТОН
ФРОНТОНЧИК
ФРОТТАЖ
ФРЯЗЬ
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
ФУНКЦИЯ
ФУРКИ
ФУСТ
ФУСУМА
ФУТУРИЗМ
ФЭН-ШУЙ
ФЮМАЖ
|