Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК (англ.
art market, нем. Kunstmarkt), а р т-р ы н о к система культур­ных и экономических отношений, оп­ределяющих конкретную денежную стоимость произведений искусства; сфера товарного обмена. В художе­ственно-экономическом отношении X. р. подразумевает сферу предложе­ния и спроса на произведения искус­ства и специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка (напр., экспертиза).

X. р. можно рассматривать в ми­ровом масштабе (Мировой X. р.), в масштабе страны (национальный X. р.) и ее отдельных регионов; свои особенности ценообразования прису­щи местным X. р., скажем, москов­скому, петербургскому, парижскому. Существуют особые центры, где про­исходят регулярные продажи (Лон­дон, Токио, Киев). X. р. не существу­ет независимо от мировой экономи­ки. Его тенденции, взлеты и падения определяются динамикой региональ­ной и мировой экономики; подъем производства способствует подъему X. р. и наоборот.


Ориентирами при ценообразова­нии на X. р. являются прецеденты продаж произведений конкретных ав­торов, цены, устанавливаемые, как правило, на аукционах или других публичных продажах. Мировые цены имеют универсальное значение толь­ко на произведения художников, при­знанных классиками мирового искус­ства и высоко ценимых повсеместно (напр., Леонардо да Винчи, Винсент ван Гог, К. С. Малевич, М. 3. Ша­гал). Во всех случаях цены на те или иные произведения определяют­ся модой и конъюнктурой региональ­ных рынков. Так, популярность и вы­сокие цены в России на картины В. М. Васнецова или В. И. Сурикова лишь косвенно могут влиять на стоимость этих картин в Зап. Евро­пе. По объемам продаж ведущими международными рынками искусст­ва считаются лондонский и нью-йоркский.


Различаются X. р. современного и несовременного искусства (т. е. ан­тиквариата и старого искусства), «бе­лый» и «черный» рынки (т. е. тор­говля произведениями искусства офи­циально, через галереи и магазины с оформлением сделки, и неофициаль­но, путем совершения сделки част­ным образом, без соответствующей регистрации). Существуют рынки искусства, интересующего преиму­щественно музеи или ориентирован­ного на частных собирателей. Орга­низационная структура X. р. опреде­ляется специализированными фирма­ми по торговле, рекламе, пропаганде и экспертизе произведений искусст­ва (аукционы, галереи, салоны, мага­зины, ярмарки, дилерские агентства и пр.). См. также Атрибуция, Дилер, Индекс, Посредничество.

ХАДАК ХАЙГА ХАЙ-ТЕК ХАММАМ ХАН ХАН ХАНАКА ХАНИВА ХАРАМ ХАРАМЛИК ХАРИМ ХАРМИКА ХАТАИ ХАТОРИЧЕСКАЯ КОЛОН­НА ХАТТ МАНСУБ ХАУЗ ХАЧКАР ХАШАН ХЕПЛУАЙТ ХЁМОН ХИАЗМ ХИЙД ХИМЕРА ХИРАНИВА ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ ХОЛОДНЫЙ ЦВЕТ ХОЛСТ ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА ХОР ХОРОМЫ ХОРОС ХОРУГВЬ ХОРЫ ХОТЬКОВСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ХРАМ ХРАМ В АНТАХ ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА ХРОМАТИЗМ ХРОМОЛИТОГРАФИЯ ХРУСТАЛЬ ХУА-НЯО ХУДЖРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДАРОВА­НИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУ­ИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВА­НИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК ХУДОЖНИК ХУРДЭ ХУРЭ ХЭППЕНИНГ

версия для печати