Выставка «Поэзия русской земли. Пётр Фомин» в Санкт-Петербурге

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 4 апреля — 19 мая 2024 года
Место экспонирования: Часовня-музей храма Воскресения Христова (г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2а, лит. Л)

Государственный музей «Исаакиевский собор» представляет выставку «Поэзия русской земли. Пётр Фомин». Большая часть вошедших в экспозицию работ неразрывно связана с псковской землей, уроженцем которой был выдающийся мастер русского реалистического пейзажа второй половины ХХ века, народный художник СССР и действительный член Академии художеств СССР, ректор Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, профессор Пётр Тимофеевич Фомин (1919–1996).
В официальном открытии выставки приняли участие директор Государственного музея «Исаакиевский собор», почётный член Российской академии художеств Юрий Витальевич Мудров и заслуженный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств Никита Петрович Фомин (сын Петра Тимофеевича), профессор кафедры русского искусства Института им. И. Е. Репина, академик РАХ Нина Сергеевна Кутейникова и многие другие.

П.Т. Фомин родился в деревне Ледяха (ныне Псковской области). С 1931 года жил в Ленинграде, где в 1939 году закончил художественную школу с квалификацией учителя рисования и черчения. Выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который закончил 1952 году. Ученик прославленного живописца Виктора Михайловича Орешникова, его педагогами также были Г. В. Павловский, И. А. Серебряный, А. А. Мыльников. После окончания вуза сразу же был приглашен на преподавательскую работу. Как педагог он много лет возглавлял персональную мастерскую факультета живописи Института им. И. Е. Репина, а с 1983 по 1991 год был его ректором. Активно участвовал и в общественной жизни Союза художников: был членом Правления, а затем и Председателем Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
Создал десятки больших полотен, отмеченных подлинным живописным мастерством, композиционной ясностью, психологической выразительностью. Тематическая картина, портретный жанр в полной мере были подвластны художнику. Как художник-пейзажист П. Т. Фомин определился рано — искусствовед К. К. Сазонова вспоминала его слова: «Люблю долгими часами бродить по полям, лесу, прислушиваться к шорохам и голосам природы. У каждой опушки, у каждой рощицы своя музыка, своя красота». Художник работал колоссально много. Количество этюдов, которые являлись «живописными заметками», после каждого творческого сезона на Псковщине исчислялось сотнями. Он мог с особой настойчивостью повторять один и тот же мотив, получивший затем всеобъемлющую силу обобщения в пейзажах. Мальские возвышенности, перемежающиеся с необычной чистотой и синевой водной глади, лесами и перелесками, лугами и полями, то убранными, а то и забытыми, совсем не паханными, варьировались в этюдах многократно, а затем выходили на полотна с той же лирической тонкостью или могучей распевной статью, что и у великих предшественников — классиков русского пейзажа. Важнейшими приметами пейзажа этой земли делает художник старинные храмы и крепостные стены, а то и просто каменные кресты, разбросанные по полям и пригоркам, или непритязательные часовенки, скорее похожие на маленькие деревенские домики.
Дошедшее до нас художественное наследие Петра Тимофеевича велико. В нем псковская изобразительная летопись занимает видное место в произведениях от самых ранних — 1950-х годов, до последних, выполненных в 1990-е. Следует отметить, что полотна, созданные им на Псковской земле, часто еще при жизни находили место в художественных собраниях — от Государственной Третьяковской галереи до небольшой Сальской городской картинной галереи в Ростовской области. Произведения автора хранятся в Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств Республики Карелия, в Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого, в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Псковском Государственном объединенном музее-заповеднике, Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина в Михайловском и многих других.
Пресс-служба РАХ на основе статьи директора Научно-исследовательского музея при РАХ, члена-корреспондента РАХ А. Ю. Мудрова.






версия для печати