Круглый стол «Гольфстрим античности... Памяти Леонида Иосифовича Таруашвили (1946-2022)» в НИИ РАХ

 

Фоторепортаж: пресс-служба РАХ

Отдел монументального искусства и художественных проблем архитектуры Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств и Отделение искусствознания и художественной критики Российской академии художеств приглашают принять участие в заседании круглого стола «"Гольфстрим античности": жизнь классических образов в культуре от древности до наших дней. Памяти Леонида Иосифовича Таруашвили (1946-2022)», который состоится 25 мая 2023 года в 11:00 в НИИ РАХ (Москва, Пречистенка, 21, НИИ РАХ, 8 аудитория). Возможно дистанционное участие.
Круглый стол предполагает дискуссию междисциплинарного характера на темы, связанные с кругом исследовательских интересов Л.И. Таруашвили – выдающегося ученого, всестороннего специалиста в области классического наследия, почетного члена Российской академии художеств, продолжительное время являвшегося сотрудником НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. В институте им были созданы, в частности, такие широко известные труды, как: «Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы: К вопросу о культурно-исторических предпосылках ордерного зодчества», «Рим в 313 году: Художественно-исторический путеводитель по столице древней империи», «Гомер в зеркале новоевропейских переводов: Пластико-тектонический аспект» и другие.

Программа Круглого стола

Модератор:
Ревзина Ю.Е., академик РАХ, заведующий отделом монументального искусства и художественных проблем архитектуры НИИ РАХ

Торжественные приветствия:
Калинин В.Г., академик РАХ, первый вице-президент РАХ
Кочемасова Т.А., академик РАХ, вице-президент РАХ
Швидковский Д.О., академик РАХ, вице-президент РАХ
Золотов А.А., академик РАХ, вице-президент РАХ
Ступин С.С., академик РАХ, и.о. директора НИИ РАХ

Краткие вступительные доклады:
Станковская В.Ю.
Творческая биография Л.И. Таруашвили.

Ревзина Ю.Е.
О научном наследии Л.И. Таруашвили.

Дискуссии по темам:
Классический ордер и античное наследие

Зинченко С.А.
Заметки о возможных прототипах для эолийской капители: древневосточные источники и их роль в формировании отдельных элементов ионического ордера.

Аронова А.А.
Интерес к ордерной системе в русской архитектуре Позднего Средневековья.

Цыщук С.Е.
Пирамиды с портиком в архитектуре неоклассицизма. Вопросы иконографии и стиля.

Образы античности в искусстве Запада и Востока

Колпашникова Д.Д.
Проявления античных мотивов в ренессансном и современном искусстве на материале выставки «Названо Вазари. Возрождение».

Сим Н.М.
Античные образы в декоративной пластике «платереско». К вопросу: стиль и стили архитектуры испанского Ренессанса.

Суриков И.Е.
О классицистических и иных тенденциях в античном греческом изобразительном искусстве (Дистанционное участие).

Шевченко М.Ю.
Античные влияния в декоре китайских пещерных храмов VI-VIII веков.

Слюнькова И.Н.
Обращение к христианской античности в храмовой архитектуре или что общего между работами князя Гагарина и архимандрита Зинона (Дистанционное участие).

Тектоника визуального образа в поэзии и изобразительном искусстве

Савельева О.М.
Традиция и обновление восприятия античности в трудах Л.И.Таруашвили.

Акилов И. В.
Мраморные реплики Раненых Амазонок в контексте наследия Фидия, Поликлета и Кресила. В рамках предложенного Л.И. Таруашвили взгляда на статуарное наследие античности в труде «Слава и бесславие знаменитых античных статуй: Очерки истории восприятия». Восприятие статуй Раненых Амазонок (тип Сосикла, тип Шарра, тип Маттеи) в отечественном искусствознании.

Пивень М.Г.
Тектонические аспекты визуализации образа героя в иконографической традиции античного и европейского искусства.

Плиева М.Г.
Интерпретация образа Христа в поэзии и живописи Коста Хетагурова (Дистанционное участие).

Образы античности в современном искусстве

Чудиновская Т. Г.
Современная живопись в свете античных образов (Дистанционное участие).

Костюк М.А.
Мотивы античности в архитектуре московского метрополитена.

Иньшаков А.Н.
Великий античный принцип в искусстве.
Античность и современность в творчестве С.М. Романовича (1894 — 1968).

Бусев М. А.
Античность глазами западных неоавангардистов: Сезар, Христо, Арман.

Булычева Е.И.
Традиционалистская мифопоэтическая модель как актуализация «смысловых матриц» античных сюжетов. На примере скульптуры XX века (Дистанционное участие).

Педагогика

Богдан В.Т.
Античная тематика в учебных работах студентов Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (на примере И.Г. Мясоедова и Г.А. Савицкого) (Дистанционное участие).

Холмогорова О.В.
О современных методах преподавания искусства классической античности.

Дополнительная информация: по вопросам обращаться к секретарю отдела монументального искусства и художественных проблем архитектуры Вырва Арине Юрьевне vyrvaarina@gmail.com.







версия для печати