Памяти Андрея Андреевича Тутунова (1928-2022)

 

05

Отечественное искусство понесло тяжелую утрату. 27 июля 2022 года ушел из жизни замечательный художник, один из самых признанных мастеров российского пейзажа, яркий представитель художников-шестидесятников, Заслуженный художник РСФСР, Народный художник России, академик Российской академии художеств Андрей Андреевич Тутунов (1928-2022).
Родился Андрей Андреевич 22 января 1928 года в Москве. 1940-1947 годах учился в Московской средней художественной школе у В.В. Почиталова; 1949-1954 году - в МГХИ им. В.И. Сурикова у М.И. Курилко и В.Г. Циплакова.
Уже ранние картины художника привлекли к себе внимание творческой общественности, а пейзаж «Май» приобрела Государственная Третьяковская Галерея. В семидесятые-восьмидесятые годы тематическая картина и пейзаж все чаще начинают выступать отдельно друг от друга. Большинство изображений природы связано с Приокской землей, где живописец работал почти полвека. В эти годы в творчестве художника появляются такие композиции, как «Гроза над Тверскими амбарами», «Наваждение», «Пейзаж с вестником», «Торжественная ночь над Торжком». В 1984 году он был даже награждён Серебряной медалью АХ СССР за цикл работ «Приокское Подмосковье» и «Торжок». С годами стали появляться новые темы, происходили изменения в художественных средствах выражения. Среди основных работ этого периода можно «Воспоминание о терновом венце» (1991), «Не видимые миру слёзы» (1991), «Грядущее» (1992). Глубокий смысл заложен в произведениях, посвященных деятелям культуры прошлого - «Мастерская Александра Иванова», «Памяти Бориса Мусатова», «На смерть Есенина» и другие.
Во всех своих работах А.А. Тутунов всегда сохранял верность главной теме своего творчества - теме русской провинции, повседневной жизни ее людей, неброской красоте её природы. Обращаясь к образу простого человека, его несуетному каждодневному существованию Андрей Андреевич утверждал значимость нравственных основ народной жизни. В его картинах человек и природа неотделимы друг от друга, вместе они составляют единое целое.
Более полутора десятков лет назад он начал использовать библейские сюжеты, ветхозаветные притчи, как бы опрокинутые в реальный мир. Особенно важным для художника становились темы сострадания, философские поиски истины, ocвящeнные глyбoкoй верой. Одухотворённое творчество Андрея Андреевича находило всегда неизменный отклик в сердцах зрителей. Большим событием в культурной жизни Москвы явилась выставка его произведений, развернутая в залах PAX в 2001 году.
Произведения мастера украшают собрания более ста отечественных музеев, в том числе ГТГ, Государственного Русского музея, достойно представляют русское искусство в Музее русского искусства в Миннеаполисе (США), во многих частных собраниях. Работы А. А. Тутунова отмечены многими наградами, среди которых Золотая медаль Российской академии художеств.
Светлая память о великолепном художнике, мудром человеке навсегда сохранится в наших сердцах. Примите от имени Президиума, Отделения живописи и всего коллектива Российской академии художеств наши глубокие соболезнования.






версия для печати