Памяти Леонида Михайловича Баранова (1943-2022)

 

05

Отечественная культура понесла тяжелую утрату. 7 июля 2022 года на 79-м году жизни скончался выдающийся российский художник, мастер монументальной скульптуры, Заслуженный художник России и академик Российской академии художеств Леонид Михайлович Баранов (1943-2022).
Леонид Михайлович родился 30 декабря 1943 года в Москве. В 1968 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, мастерскую Н.В. Томского и М.Ф. Бабурина. Виртуозно владея реалистической лепкой и резьбой, художник работал в разнообразных материалах - гипсе, бронзе, меди, алюминии, дереве.
Скульптор вошел в историю отечественного искусства своими одухотворенными образами известных личностей русской истории и культуры уже в начале 1970-х годов. Его работы отличаются самостоятельностью художественного почерка и неповторимой индивидуальностью трактовки исторического портрета, а также запоминающимися экспериментами с пространственными решениями скульптурных экспозиций. За пятьдесят лет творческой деятельности ему удалось создать уникальный мир образов, ориентированных на ценности высокого искусства. Своей главной теме – поэтической интерпретации образов великих деятелей истории, науки и культуры – он оставался верен до последнего дня. Галерея портретов, выполненных автором, включает скульптурные композиции, посвященные Екатерине II, Павлу I, М.В.Ломоносову, А.В.Суворову, Н.В.Гоголю, Д.Д.Шостаковичу, И.Э.Грабарю и другим выдающимся личностям. Л.М.Баранов является автором ряда памятников: А.Суворову в Екатерининском парке (Москва), архитекторам В.Баженову и М.Казакову в дворцовом комплексе «Царицыно», Петру I и доктору Бидлоо на территории Главного военного госпиталя им. Н.Н.Бурденко в Лефортове (Москва), а также Петру I в Роттердаме, Ф.М.Достоевскому в Баден-Бадене и других произведений монументальной скульптуры.
Создавая образ, мастер обращался к документальным, литературным и художественным источникам. Жесты, поза, поворот головы, костюмы — всё имеет значение в создаваемом скульптором образе. Благодаря скрупулезной подготовке к работе, знании «струн человеческой души», богатой творческой интуиции, автор придавал каждому портрету характерную эмоциональную интонацию. Обращение Леонида Баранова к историческим героям было продиктовано стремлением исследовать и передать зрителю пример блестящего служения Отечеству. Изысканная авторская лепка, богатое использование свойств различных материалов (бронзы, дерева, мрамора, раскрашенного или белого гипса) и вкус к магической вещественности скульптуры придавали особое качество его произведениям. Его постоянная способность к обновлению форм, пластического языка скульптуры, обретению новых сюжетов, не иссякающая с годами творческая фантазия оказывали благотворное влияние на художественный процесс, открывая новые пути для отечественного фигуративного и реалистического искусства.
Произведения Л.М.Баранова хранятся в крупнейших сокровищницах страны – Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, Государственном музее А.С.Пушкина, равно как во многих музеях и картинных галереях России, СНГ и зарубежья. Работы мастера находятся также в частных коллекциях разных стран, в том числе в Москве, С.-Петербурге, Вене, Лондоне, Нью-Йорке, Риме. Автор продолжит жить в своих произведениях.
Очень печально, когда уходит большой художник и замечательный человек. Академия скорбит.

Президент РАХ Зураб Константинович Церетели и члены Президиума выражают глубокие соболезнования родным и близким скульптора.

Управление информации (пресс-служба) РАХ

Панихида состоится в понедельник 11 июля 2022 года в 11:00 в Храме Священномученика Климента Папы Римского в Замоскворечье (Москва, ул. Пятницкая, д.26, стр.1,  ст. метро «Третьяковская»), затем пройдёт прощание на Ваганьковском кладбище.






версия для печати