Выставка произведений преподавателей-монументалистов МГАХИ им. В.И. Сурикова «Со-единение» в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Фото: Иван Новиков-Двинский, пресс-служба РАХ
Выставка открыта для посещения: 25 мая – 17 июля 2022 года.
Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19).

Российская академия художеств представляет выставку «Со-единение», посвященную творчеству преподавателей мастерской монументальной живописи Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова. Экспозиция включает более семидесяти станковых произведений руководителя мастерской, вице-президента и академика РАХ Евгения Николаевича Максимова, профессоров Сергея Александровича Гавриляченко и Виктора Николаевича Слатинского, доцентов Александра Давыдовича Корноухова, Виктора Павловича Мясоедова, Андрея Владимировича Ремнёва, Марии Ильиничны Пак и Юлии Александровны Смирновой, ассистента Дарьи Андреевны Румянцевой и архитектора мастерской Александра Борисовича Борисова. Специальный раздел выставки будет посвящен работам академика РАХ Ивана Леонидовича Лубенникова (1951–2021), который долгое время преподавал в институте.
Мастерская монументальной живописи сыграла важную роль в развитии советского и российского искусства, как станкового, так и монументально-декоративного. За годы своего существования мастерская приобрела славу уникальной школы подготовки художников-монументалистов не только в России, но и в мире, а многим изучаемым и разрабатываемым в ней техникам и методикам не существует аналогов.
История мастерской монументальной живописи начинается в 1939 году, когда в Московском институте изобразительных искусств (ныне МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ) была организована система персональных мастерских для занятий со студентами старших курсов, где преподавание велось руководителем мастерской и прикрепленными к ней ассистентами по рисунку и живописи. Первым руководителем мастерской становится известный живописец, действительный член Академии художеств СССР Александр Александрович Дейнека (1899–1969). В педагогической деятельности Дейнеки важное место уделялось преподаванию рисунка и связанным с ним проблемам учебных постановок. На сессиях, проводимых Академией художеств, и посвященных, в частности, выработке и утверждению обновленных учебных планов, художник стремился преодолеть отвлеченный характер академических программ, активно выступая за конкретность в определении заданий и обязательное разъяснение особенностей каждой постановки. Благодаря его деятельности преподавание живописи, рисунка и композиции получило свое методическое обоснование уже на раннем этапе существования института.
В 1967 году мастерскую возглавила Клавдия Александровна Тутеволь (1917–1980) – профессор, заслуженный художник РСФСР, ученица А.А. Дейнеки и талантливый педагог, воспитавший не одно поколение ярких мастеров. Во многом благодаря авторитету К.А. Тутеволь, к преподаванию обратился и её ученик Евгений Николаевич Максимов, который уже много лет ведет плодотворную педагогическую работу в Институте им. В. И. Сурикова. В настоящее время он заведует кафедрой живописи и композиции, более 30 лет руководит мастерской монументальной живописи. Творчество и педагогическая система Максимова пользуются заслуженной славой во всем мире. Член Президиума Российской академии художеств, академик-секретарь Отделения живописи РАХ, профессор Евгений Николаевич целиком посвятил свое творчество благородному делу – возрождению православных храмов России, воссозданию их живописного убранства. Знания и навыки педагогов и воспитанников мастерской позволили им осуществить работы по воссозданию росписей главного храма страны - Храма Христа Спасителя, оформлению множества культовых и светских сооружений, их опыт востребован во всем мире.
По мнению руководителя мастерской, основной задачей в воспитании молодых художников, работающих в архитектуре, всегда было, есть и будет понимание важности синтеза искусств на базе глубокого изучения традиций монументального и живописного искусства нашей страны и зарубежья при ясном осмыслении процессов, происходящих в современном мире и в искусстве. Сохраняя как основу принцип профессионального академического образования, освоение главных навыков многотрудного дела художника, Е.Н. Максимов и педагоги мастерской стремятся к обновлению и развитию существующих богатых традиций в соответствии с требованиями быстротекущего времени. Все участники выставочного проекта являются продолжателями традиций мастерской, несмотря на то, что у каждого из них свой путь в жизни и в искусстве. Выставка в МВК РАХ – это уникальная возможность увидеть станковые произведения художников-монументалистов.
Материал подготовлен на основе статьи М. Вяжевич
Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

Участники выставки:
Максимов Евгений Николаевич – академик Российской академии художеств, член Президиума РАХ, академик-секретарь Отделения живописи РАХ, вице-президент Российской академии художеств, руководитель Творческой мастерской монументальной живописи РАХ, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации, профессор. Основные работы в Храме Христа Спасителя в Москве: роспись свода главного купола и роспись малых куполов, роспись Преображенской Церкви (Нижний храм), роспись Зала церковных соборов комплекса и сводов Кувуклии. В Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская область): руководитель росписи (фреска) Казанского собора (1996-1998 гг.) и Владимирского храма (1998 г.). Роспись Свято-Николаевского Патриаршего собора в г. Нью-Йорке (США). Роспись храма во имя св. Георгия Победоносца (Никозия, Кипр). Роспись храма св. Модеста Иерусалимского (св. гора Афон, Греция). Роспись плафона нового корпуса Большого театра (совместно с З.К. Церетели). Роспись залов приемов Галереи искусств Зураба Церетели. «Московская помещица» портрет Екатерины II (музей Царицыно). Иконопись: «Святая Марина» и «Обретение и воздвижение Святого Креста» (в церкви Панагии Элеусы, Модулас, Кипр, 1991 г.), «Христос Пантократор» (мозаичная икона, Лондон, 1993 г.), «Спас Нерукотворный» (мозаичная икона, церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, Московская область, 1994 г.), «Тайная вечеря» (частное собрание, Кипр, 1995 г.). Участник федеральных и международных выставок с 1972 г. Является Лауреатом многочисленных профессиональных премий в области монументального искусства и живописи.

Лубенников Иван Леонидович (1951–2021) – академик Российской академии художеств, Народный художник РФ, член Союза художников СССР, России, член Московского союза художников, профессор. Иван Леонидович более 20 лет вместе с Евгением Николаевичем преподавал в монументальной мастерской, ученик Клавдии Александровны Тутеволь. Мастер высокого класса, современный русский художник, создатель неповторимого живописного стиля, признанный мастер-монументалист, являлся Лауреатом многочисленных профессиональных премий в области монументального искусства и живописи. Автор роспись актового зала комбината Трехгорная мануфактура (не сохр.); оформление интерьера и фасада железнодорожного вокзала г. Звенигород (сохр. частично); оформление фасадов Московского театра на Таганке; экспозиция Советского раздела международного музея Освенцим (совместно с архитектором А. Скоканом); экспозиция Государственного Музея Маяковского (в числе других авторов); мозаики на своде нового выхода со станции метро Маяковская; оформление станции метро Сретинский бульвар (травленая сталь); оформление станции метро Славянский бульвар (литье, кованый, гнутый метал); объемно-пространственная композиция из черного метала и стекла на станции метро Мадлен (14 линия), Париж. Живописные произведения находятся в Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств (Санкт-Петербург), в музеях и художественных галереях. В период преподавания активно привлекал своих учеников в монументальные проекты, передавая богатый опыт.

Смирнова Юлия Александровна – академик Российской академии художеств, декан факультета живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова, доцент кафедры живописи и композиции МГАХИ имени В.И. Сурикова с 2019 г. Работала над росписями Свято-Введенской Оптиной Пустыни, над росписью главного свода главного купола Храма Христа Спасителя в Москве, над росписями Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве (руководитель Е.Н. Максимов), росписями плафона нового зрительного зала Большого театра в Москве (руководители З.К. Церетели и Е.Н. Максимов), залов приемов РАХ на Пречистенке, росписями Патриаршего Свято-Николаевского Собора в Нью-Йорке (руководитель Е.Н. Максимов), росписями Домовой церкви Патриарха Алексия в Переделкино, Кафедрального Собора Саввы Сербского на Врачаре и многих других монументальных проектах. Произведения находятся к собраниям музеев России и в частных коллекциях России и за рубежом. Является Лауреатом многочисленных профессиональных премий в области монументального искусства.

Корноухов Александр Давыдович – академик Российской академии художеств, советник Российской академии архитектуры, член монументальной секции МОСХ. Доцент кафедры живописи и композиции МГАХИ им. В.И. Сурикова более 20 лет. Основные работы: «Человек и природа» – стела в парке Равенны, мозаика над порталом Сионского Кафедрального Собора в Тбилиси, мозаика в монастыре Св. Марии Магдалины в Гефсимании в Израиле, оформление храма Косьмы и Дамиана в Шубине, оформление храма Преображения Господня в Тушино, церковь Знамения в г. Красногорске, оформление храма Sant Ugo (Рим, 1996г.), мозаика «Новый Иерусалим» в капелле Redemptoris Mater папского дворца Ватикана (1997—1998 гг.), мозаика в храме Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке (Москва, 2003 г.), мозаика в храме Христос в Эммаусе (Цюрих, Швейцария, 2004г.), мозаика в Горненском монастыре (Израиль, 2005 г.), мозаика в храме Казанской Иконы Божьей Матери (с. Пучково Наро-фоминского района, 2005 г.), мозаика в храме св. Димитрия Солунского в с. Дуброво (2007 г.), оформление храма трех святителей в Архангельском и др. Является Лауреатом многочисленных профессиональных премий в области монументального искусства.

Мясоедов Виктор Павлович – почетный член Российской академии художеств, доцент кафедры рисунка МГАХИ им. В.И. Сурикова. Основные монументальные работы: роспись купола Зала Церковных Соборов, храма Христа Е.Н. Максимова, Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке под руководством Е.Н. Максимова, роспись Свято Преображенского Собора Валаамского монастыря, роспись храмов Архангела Михаила в Тропареве. Руководитель и участник в воссоздании живописного убранства Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Участие в создании эскизов фигур для мозаик купола собора Святого Саввы Сербского в Белграде (Сербия) и много других работ. Является Лауреатом многочисленных профессиональных премий в области монументального искусства. Более 20 лет преподает в МГАХИ им. В.И. Сурикова рисунок.

Слатинский Виктор Николаевич – Заслуженный художник РФ, преподаватель техники и технологии монументальной живописи в МГАХИ им. В.И. Сурикова, профессор. Более 30 лет преподает в МГАХИ им. В.И. Сурикова. Профессионал в области фресковой живописи делится своими знаниями и умениями со студентами монументальной мастерской.

Гавриляченко Сергей Александрович – Народный художник России, секретарь ВТОО "Союз Художников России», член живописной комиссии Союза художников России, лауреат премии Ленинского Комсомола, профессор МГАХИ им. В.И. Сурикова. Лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, лауреат Международной премии в области изобразительного искусства им. А.А. Пластова, премии И.Е. Репина в сфере современного изобразительного искусства. Награжден Дипломом, Золотой, Серебряной медалями и медалью «Достойному» РАХ. Участник многочисленных выставок. Автор более 200 статей в монографиях, профессиональных, научных, научно-популярных изданиях. С 1986 г. преподает в МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ. С 2019 преподает во ВГИК им. С.А. Герасимова.

Ремнёв Андрей Владимирович – доцент кафедры живописи и композиции МГАХИ им. В.И. Сурикова с 2011. Создал на главном фасаде Храма Нерукотворного Образа Андронникова монастыря роспись «Спас на Убрусе». Иконы для Патриаршей трапезной Храма Христа Спасителя и других храмах Москвы. Персональные выставки художника прошли в Москве, Рязани, Сергиевом Посаде, Дмитрове, Гааге, Трентоне, других городах. Художественный руководитель пленэра и член жюри международного молодежного фестиваля «Русская весна» (Бавария 2012; Барселона 2013; Париж 2014). Работы находятся в музейных собраниях России и за рубежом. С 2017 работает в Студии им В. Верещагина при МВД России. Является Лауреатом многочисленных профессиональных премий в области монументального искусства и живописи.

Пак Мария Ильинична – доцент кафедры живописи и композиции МГАХИ им. В.И. Сурикова. Более 15 лет преподает в институте на кафедре живописи и композиции. Член Московского Союза Художников, Союза Художников России, Творческого Союза Художников России. Основные работы: участие в росписи храма «Святого Николая» в Нью-Йорке под руководством Е.Н. Максимова, США. Росписи храма Иверской Божией Матери на Большой Ордынке в Москве. Росписи храма Рождества Святого Иоанна Предтечи на Пресне, Москва. Эскизы более 300 шт. к эмалям для хоросов в Кронштадтский морской собор, Санкт-Петербург. 2017 по 2018 – роспись-реставрация Храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, Москва. Иконы в Храм Святителя Николая Мирликийского в Хабаровске 2022 г. Является Лауреатом многочисленных профессиональных премий в области монументального искусства и живописи.

Румянцева Дарья Андреевна – ассистент мастерской монументальной живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова с 2021 Член Московского союза художников. Дипломант российских и зарубежных выставок МОСХ России, многократный участник Межнационального Конкурса Молодых Художников, в рамках Фестиваля Изобразительного Искусства «Москва – город мира» диплом 1-ой степени 2011 год. Всероссийский конкурс «Образ книги» – диплом в номинации «Новые имена в книжной иллюстрации» 2014 год, победитель конкурса «Молодость России» 2021, дипломант молодежной выставки МСХ 2019. Работала на проекте храма св. Саввы в Белграде, мозаики св. Василий Великий, апостолы Петр, Варфоломей, Матфей.

Борисов Александр Борисович – архитектор мастерской монументальной живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова с 2019 г., член Союза архитекторов СССР с 1987 г., член Союза московских архитекторов с 2001 г. Автор генпланов городов и поселков, общественных и жилых зданий, соавтор крупных общественных интерьеров здания Госсобрания РБ в г. Уфе и реконструкции здания Оперного театра в г. Уфе (бывший Народный дом С.Т. Аксакова) в 1985-90 гг. Проект виллы «ПИРС» получил ГРАН-ПРИ международного архитектурного конкурса «Загородный дом ХХI века», 2010 г. Доцент кафедры дизайна ИГУМО, направление «Дизайн интерьера».

СМИ о выставке:  
Министерство культуры РФ. Выставка произведений преподавателей-монументалистов МГАХИ им. В.И. Сурикова «Со-единение»
Культура РФ. Выставка произведений преподавателей-монументалистов МГАХИ им. В.И. Сурикова «Со-единение»
Музеи России. Выставка произведений художников-монументалистов «Со-единение» в Российской академии художеств
АртМосковия. Выставка произведений преподавателей-монументалистов МГАХИ им. В.И. Сурикова «Со-единение» в МВК РАХ
Афиша. Со-единение
ArtTube. Выставка преподавателей-монументалистов МГАХИ им. В.И. Сурикова «Со-единение»
ГородЗовёт. Выставка произведений преподавателей-монументалистов МГАХИ им. В.И. Сурикова «Со-единение»







версия для печати