Конференция «Диалог культур в истории и современности. Панорама художественных контактов Италии и России» в РАХ

 

17, 18, 21, 22 ноября 2022 года в Белом зале РАХ (Москва, Пречистенка, 21) пройдёт Всероссийская научная конференция «Диалог культур в истории и современности. Панорама художественных контактов Италии и России», подготовленная Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Запланированы прямые трансляции на сайте и YouTube-канале РАХ.

В ходе заседаний предполагается обсуждение следующих вопросов:
- сравнительный анализ художественных явлений в искусстве двух стран в процессе их культурно-исторического развития (XV– начало XXI вв.);
- наследие средневековой и ренессансной традиции в архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве в результате взаимодействия двух национальных художественных школ;
- итальянские художники, архитекторы в России: проекты, выставки, события;
- пенсионеры Императорской академии художеств в Италии;
- итальянское наследие в учебном академическом процессе в России;
- Италия в записках русских путешественников, в творчестве русских художников, писателей, режиссеров театра и кино;
- вклад русских исследователей в изучение искусства Италии и итальянские ученые о русском искусстве;
- коллекции русского искусства в Италии и итальянского – в России.


Программа конференции
Регламент выступления – 20 минут

17 ноября 2022. Белый зал Российской академии художеств
10:30–10:45. Приветствия
Виктор Григорьевич Калинин, Первый вице-президент Российской академии художеств
Дмитрий Олегович Швидковский, вице-президент Российской академии художеств, президент Российской академии архитектуры и строительных наук
Наталия Владимировна Толстая, член-корреспондент Российской академии художеств, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

10:45–14:00. Утреннее заседание
Ведущий: Наталия Владимировна Толстая, Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Татьяна Евгеньевна Cамойлова, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и итальянские иконографические источники

Андрей Витальевич Кореневский, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Римские реалии в «Повести о новгородском белом клобуке»: от визуальных образов к словесным

Екатерина Юрьевна Макарова, Ярославский художественный музей, Ярославль
Ярославская икона «Плоды Страданий Христовых» с притчами о бренности бытия» второй половины XVIII в. и роспись фасада Oratorio dei Disciplini в г. Клузоне (1485): сравнительный анализ программы

Валентин Дмитриевич Черный, Российский государственный гуманитарный университет, Москва
Иностранцы о произведениях итальянских мастеров в России конца XV–XVII вв.

Мария Александровна Важкая, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Клейма со сказанием о Римской или Лиддской иконе Богоматери на раме Тихвинской иконы Богоматери в собрании ГМИИ имени А.С. Пушкина

Павел Алексеевич Алешин, Музеи Московского Кремля
Пьетро Антонио Солари: новые материалы к биографии

Тамара Алексеевна Островская, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
Ренессансные мотивы в Распятии конца XVII в. из Андреевского монастыря в Москве

14:00–15:00. Перерыв
15:00–18:30. Дневное заседание
Ведущий: Мария Владимировна Нащокина, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Ольга Владимировна Решетникова, Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, Керчь
Наследие архитекторов итальянского происхождения в архитектурном облике Керчи

Наталья Александровна Калугина, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Архитектурный экфрасис в записках и очерках русских путешественников по Италии

Юлия Львовна Колосова, независимый исследователь, Санкт-Петербург
Мальтийский тронный зал в Михайловском замке. Отражение Италии

Инесса Николаевна Слюнькова, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Московская духовная академия, Москва
Обследование купола собора Св. Петра в Риме мастерами Императорской академией художеств (1872) и купольные храмы русской провинции

Мария Владимировна Нащокина, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
Итальянские путевые наброски 1924–1926 гг. в контексте творческой биографии И.В. Жолтовского

Светлана Евгеньевна Цыщук, Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Костел Св. Людовика на Малой Лубянке. Шедевр Доменико Жилярди в Москве

Людмила Алексеевна Будрина, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
Демидовы и Франческо Сибилио: история сотрудничества

Александр Владимирович Карпов, Наталья Николаевна Мутья, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербург
Перуджа в Санкт-Петербурге: образы и стили ренессансной Италии в интерьерах Музея училища барона А.Л. Штиглица

Марк Натанович Гурари, Академия архитектурного наследия, Москва
Творческое развитие наследия итальянских зодчих в советской архитектуре 1930-х гг.

18 ноября 2022. Белый зал Российской академии художеств
10:30–14:00. Утреннее заседание
Ведущий: Светлана Владимировна Усачева, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Государственная Третьяковская галерея

Людмила Владиславовна Волошенко, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь
Искусство Италии в собрании Ставропольского краевого музея изобразительных искусств

Вера Филипповна Пак, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов
Иконография Богоматери (тип Мадонны) в ростовской финифти второй половины XVIII–XX вв. как интерпретация живописи художников эпохи итальянского ренессанса

Ирина Васильевна Клюева, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, Саранск
Скульптор С.Д. Эрьзя и представители художественных кругов Ломбардии: к истории биографических и творческих связей

Маина Петровна Чебодаева, Хакасский научно-исследовательский институт языка литературы и истории, Абакан
Работа неизвестного итальянского мастера эпохи Ренессанса «Поклонение волхвов» из собрания Хакасского национального музея

Татьяна Евгеньевна Сохор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Публичные экспозиции живописи в Италии и в Европе 20-х гг. XIX в. (по свидетельствам пенсионеров Санкт-Петербургской академии художеств)

Юлия Сергеевна Платонова, Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Портрет папы Бенедикта XIV (1675–1758) из собрания музея архитектуры имени А.В. Щусева

Наталья Федоровна Милюшина, Музей архитектуры имени А.В.Щусева, Москва
Италия и «итальянизмы» в мебели XVIII–XIX вв. из собрания музея архитектуры имени А.В. Щусева

Ольга Львовна Улемнова, Центр искусствоведения Института языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Казань
Печатная графика Поволжья и Северной Италии: опыт сотрудничества, взаимовлияния и взаимопроникновения (2015–2020)

14:00–15:00. Перерыв
15:00–18:30. Дневное заседание
Ведущий: Инесса Николаевна Слюнькова, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Московская духовная академия

Мария Викторовна Щетина, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
Итальянская скульптура неоклассицизма в Радищевском музее

Светлана Владимировна Кистенева, Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей, Углич
Неоконченная картина «Морской берег» неизвестного художника из собрания Угличского музея. Попытка атрибуции

Ирина Валерьевна Голубева, независимый исследователь, Санкт-Петербург
Образная трактовка темы «Успения Богоматери» в русской и итальянской живописи: «Коронование Марии» Джироламо ди Бенвенуто и «Облачное Успение Богоматери» (Центральная Россия, XIX в.) из собрания Музея христианской культуры

Зоя Владимировна Купцова, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Итальянская коллекция картин Ливадийского дворца из собрания Императорского Эрмитажа

Сергей Сергеевич Акимов, Школа искусств и ремесел имени А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород
Караваджо и караваджизм в советском искусствоведении 1950 –1970-х гг.: Т.П. Знамеровская, Б.Р. Виппер, С.Н. Всеволожская

Елена Вячеславовна Бакалдина, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Санкт-Петербург
Светлана Леонидовна Капырина, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из жизни колонии русских художников в Риме (на материале шаржей М.И. Доливо-Добровольского)

Анна Геннадьевна Метелкина, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Италия в творчестве Константина Евтихиевича Костенко (1879–1956). К вопросу о линогравюрах художника в собрании Государственного Русского музея

Татьяна Юрьевна Малахова, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
Духовный путь преподобного Максима Грека

21 ноября 2022. Белый зал Российской академии художеств
10:30–14:00. Утреннее заседание
Ведущий: Елена Дмитриевна Федотова, Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Арсений Сергеевич Петров, Университет Тренто, Италия
Путевой альбом художника-пенсионера: новый источник о русской художественной среде в Италии 1850-х гг.

Юлия Ивановна Арутюнян, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, Санкт-Петербург
Портрет в творчестве Козрое Дузи

Татьяна Игоревна Пономарева, Научная библиотека РАХ, Санкт-Петербург
Диана Артуровна Клименко, независимый исследователь, Санкт-Петербург
Записки русских путешественников по Италии XVIII – первой половины XIX вв. в собрании Научной библиотеки Российской академии художеств

Елена Анатольевна Горшкова, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
Италия как единое культурное пространство в записках русских путешественников последней четверти XVIII в.

Оксана Алексеевна Перенижко, Кубанский государственный университет, Краснодар
«Русская Флоренция» в первой половине XIX в.

Елена Дмитриевна Федотова, Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
Италия в романтико-просветительской концепции искусства Н.В. Гоголя

Илья Евгеньевич Путятин, Московский архитектурный институт, Москва
Путешествие Н.А. Львова в Италию в 1781 г.: опыт осмысления

Сергей Игоревич Орлов, Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
М.В. Добужинский в Италии (1911)

Марина Геннадьевна Назарова, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
Проекты «Мастерской театрального занавеса» (Москва) в выставочном пространстве SIB Internation (Italy Rimini)

14:00–15:00. Перерыв
15:00–18:30. Дневное заседание
Ведущий: Павел Сергеевич Павлинов, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова

Наталия Владимировна Колесова, Санкт-Петербургский университет, Санкт-Петербург
Венецианский художник при дворе Николая I

Михаил Юрьевич Евсевьев, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Вербальная составляющая творчества русского художника-пенсионера в Италии 20-х гг. XIX в.

Светлана Степановна Степанова, Государственная Третьяковская галерея, Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва
Петр Басин – пенсионер Императорской академии художеств: линия жизни в пространстве Италии

Ольга Юрьевна Солохина, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург
Ренессансные цитаты в серии полотен Л.С. Бакста «Спящая красавица» (1913–1922)

Павел Сергеевич Павлинов, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, Москва
Е.Е. Лансере и Италия: поворот к неоклассицизму

Ольга Георгиевна Чичварина, Союз художников России, издательско-торговая компания «Светалина», Москва
Эстетика времени в этюдах и зарисовках Е. А. Кибрика по маршруту Венеция – Флоренция – Рим – Милан

Елена Николаевна Рымшина, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Россия на Болонской книжной ярмарке детской литературы. Болонья в Москве. Дайджест последнего десятилетия

22 ноября 2022. Белый зал Российской академии художеств
10:30–14:00. Утреннее заседание
Ведущий: Красимира Любеновна Лукичева, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Красимира Любеновна Лукичева, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
Париж vs Рим: национальные школы и проблема образца в XIX в.

Светлана Израилевна Козлова, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
«Венеция» Петра Перцова и изучение литературы об Италии в России в XIX–XX вв.

Екатерина Александровна Скоробогачева, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва
Итальянское путешествие В.М. Васнецова и его значение в творчестве художника

Александр Клавдианович Якимович, Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Ассоциация искусствоведов, Москва
От Ренессанса к авангарду. Италия, Европа, Россия

Лия Анатольевна Чечик, Европейский университет, Санкт-Петербург
Итальянское искусство в творческой рецепции отечественных модернистов

Нина Викторовна Геташвили, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва
Борис Терновец и его итальянские исследования

Иван Александрович Абрамкин, Российский государственный гуманитарный университет, Москва
Русский этап творчества И.Б. Лампи-Старшего (1792–1797) в научных трудах Роберто Панкери

Лада Сергеевна Балашова, Университет Эссекс, Великобритания; Театральный институт имени Бориса Щукина, Москва
Артуро Мартини. Внутренний диалог культур в итальянском искусстве 1930-х гг.

14:00–15:00. Перерыв
15:00–18:00. Дневное заседание
Ведущий: Ирина Юрьевна Перфильева, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Людмила Васильевна Казакова, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
Влияние венецианского стекла на развитие мирового и российского стеклоделия

Наталия Борисовна Безрукова, Российский государственный гуманитарный университет, Москва
П.С. Коган и организация художественных выставок СССР в Италии в 1920-е гг.

Наталья Владимировна Штольдер, Гжельский государственный университет, Московская область
Итальянская и русская живопись на Седьмой биеннале в Венеции

Ольга Артуровна Юшкова, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
Между Италией и Россией. Творчество Элиде Кабасси

Наталия Владимировна Толстая, Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
Классическая итальянская живопись в интерпретации русского скульптора ХХI в.

Мария Викторовна Безенкова, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова, Москва
Эстетика кватроченто и итальянского Возрождения в творчестве Андрея Тарковского

Татьяна Юрьевна Пластова, Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, Москва
«Слово-то какое – Италия…» (Италия в живописи и текстах Аркадия Пластова)

Ирина Юрьевна Перфильева, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
Итальянские ювелиры на Международной биеннале «Алатырь»

Подведение итогов конференции

Оргкомитет конференции
Председатель:
Церетели Зураб Константинович, Президент Российской академии художеств
Сопредседатели:
Калинин Виктор Григорьевич, Первый вице-президент Российской академии художеств
Золотов Андрей Андреевич, вице-президент Российской академии художеств
Кочемасова Татьяна Александровна, вице-президент Российской академии художеств
Швидковский Дмитрий Олегович, вице-президент Российской академии художеств, президент Российской академии архитектуры и строительных наук
Члены оргкомитета:
Баталов Андрей Леонидович, академик Российской академии художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Музеи Московского Кремля
Козлова Светлана Израилевна, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Лукичева Красимира Любеновна, почётный член Российской академии художеств, заместитель директора по научной работе НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Малахова Татьяна Юрьевна, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Павлинов Павел Сергеевич, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова
Тараканова Екатерина Ивановна, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Толстая Наталия Владимировна, член-корреспондент Российской академии художеств, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Федотова Елена Дмитриевна, академик Российской академии художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Дополнительная информация: e-mail nii-arts@yandex.ru, тел. +7 (495) 637-31-76






версия для печати