«Пушкин и Достоевский». Выставка произведений Бориса Непомнящего в Москве

 

Другие выставочные залы


Сроки проведения: 27.02.2021 -26.03.2021
Место проведения: Государственный музей А. С. Пушкина - Читальный зал (Москва, Пречистенка, 12/2)

К 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского в музее А.А.Пушкина в Москве открыта выставка «Пушкин и Достоевский». Иллюстрации Бориса Непомнящего к роману «Братья Карамазовы» из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

Борис Львович Непомнящий народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, выдающийся мастер офорта. К этой технике он впервые обратился в 1970-е годы. Его экслибрисы, трактовки образов и событий повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего» и романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», станковые серии «1905 год» и «Рождение комсомола» были высоко оценены художниками, критикой и зрителями тех лет. Интересны они и сегодня. В 1980–1990-е годы он работал и как мастер станковой гравюры, и как иллюстратор. Виртуозное владение рисунком и композицией, понимание значения детали, стремление не к внешним эффектам, а к постижению сути того, что изображается, стали залогом появления произведений значительных по смыслу и выразительных по форме.

Выставка Бориса Непомнящего в Государственном музее А. С. Пушкина посвящена мотивам романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в творчестве художника разных лет. Впервые он обратился к этой книге в 1978 году. Четыре графических листа, выполненных в технике цветного офорта, раскрывают несколько важнейших тем. Среди них размышления Ивана Карамазова о Боге и мире, о «слезе ребенка», о том, что не может быть построен гармоничный мир, если в его основе лежит страдание невинного. Художник создает сложное пространство, объединяя события, протяженные во времени. Разделяет «этот» и «другой» мир, удивительно точно работая цветом. Образы офортов отстранены от зрителя, они где-то там, далеко. Они очищены от бытовых черт, но вместе с тем вполне узнаваемы и не противоречат тексту.

В 1983 году Борис Непомнящий вновь погружается в мир «Карамазовых». Портреты Федора Павловича, Ивана и Алёши возникают из легких линий-паутинок, передавая суть образов, их нерв. Художник достигает большой психологической точности, его трактовка глубока и очень индивидуальна. Она предполагает определенную свободу толкования и восприятия зрителем. Самый большой цикл иллюстраций был создан в 2014–2015 годах, при художественном оформлении Музея романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе. В 29 рисунках большого формата, воплотивших галерею образов самого сложного, философски нагруженного и многослойного произведения Ф. М. Достоевского, перед зрителем предстают все его главные персонажи. Они притягивают взгляд, заставляют вспоминать эпизоды и диалоги, становятся собеседниками и проводниками в тайны и глубины последней книги писателя. Мы видим ее героев будто через толщу времени, откуда художник словно «вытягивает» их одного за другим. Может быть, именно поэтому все персонажи кажутся старше, чем в романе: они далеко, но их страсти и тревоги понятны и близки нам. Большое значение для понимания замысла художника имеют листы, посвященные поэме Ивана Карамазова «Великий инквизитор». Образы Христа и противостоящего ему Великого инквизитора привлекают трагизмом, интеллектуальной и духовной силой.

Графические серии Бориса Непомнящего помогают современному человеку открыть для себя Ф. М. Достоевского, великого писателя-философа, произведения которого вот уже более столетия дают пищу для ума и сердца людям, думающим о Мире, Боге и Человеке.

Борис Львович Непомнящий - заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств. Родился 18 августа 1945 года в Киеве. В 1966 году окончил Одесское государственное художественное училище им. М. Б. Грекова, в 1971-м - Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Живет и работает в Новгороде. С 1975 года – член Союза художников СССР. С 1994 по 2005 год – занимал должность председателя Новгородской организации Союза художников России. Работает в технике карандашного рисунка, офорта. Среди основных произведений цикл «Русские писатели и поэты», серии «Врата добродетели», «В поисках истины», офорты «Корабль дураков», «Суд дураков», «Карусель любви», иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского. Произведения представлены в коллекциях 22 музеев и галерей России и зарубежных стран.

На основе пресс-релиза
Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств






версия для печати