27 января – День полного снятия блокады Ленинграда

 

Военная блокада города Ленинграда, продолжавшаяся с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 год, стала одним из самых трагичных событий Второй мировой войны. 

В блокадном Ленинграде работали многие известные отечественные художники, среди которых были и члены Российской академии художеств. Произведения, отразившие необыкновенную и страшную красоту, вошли в «золотой фонд» нашей культуры, в собрания крупнейших музеев России. Эти работы воспевают стойкость и мужество защитников города. 

Одной из самых ярких иллюстраций тяжелых дней блокады является картина народного художника СССР, академика РАХ Б.С.Угарова «Ленинградка (В сорок первом)». Ее созданию предшествовал долгий путь. В 1941 году художник добровольцем ушёл в народное ополчение. Он вспоминал позднее, что его часть стояла под Ижорским заводом, у станции Понтонная. «Мы двигались к передовой, а навстречу нам шли ленинградцы, возвращавшиеся с рытья окопов, в основном это были женщины. Враг затягивал кольцо блокады, шел первый снег, мороз начинал сковывать Неву. По этим воспоминаниям мною был сделан первый набросок: дорога от Понтонной к фанерному заводу, слева железнодорожный мост. Идут бойцы, а навстречу им — женщины, возвращающиеся с окопных работ». Работая над картиной, автор вспоминал многих женщин-ленинградок, вынесших на своих плечах тяжесть войны. Впечатления о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады, бойцов отразили на своих полотнах также академики Г.С.Верейский, В.С.Вильнер, Е.Е.Моисеенко, А.А.Мыльников, Ю.М.Непринцев. 

Народный художник СССР, академик А.Ф.Пахомов в 1941 году начал работать над большой серией автолитографий «Ленинград в дни блокады». Листы из этой серии потрясают ранящей душу правдой изображения быта города-героя. Всего мастером было создано более 30 художественных хроник ленинградской жизни, которые при всей предельной достоверности являются не просто зарисовками с натуры, а глубокими композициями, сделанными на основе размышлений и строгого отбора деталей. 

В это же время работала народный художник РСФСР, академик А.П. Остроумова-Лебедева. Прячась от бомбежек дома, она создала гравюру «Сфинкс», украсившую пригласительный билет на первое исполнение Седьмой, Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.

Один из героических подвигов того времени – создание мозаичных панно для станций Московского метрополитена. Эти мозаики заказали В.А. Фролову, профессору Ленинградской академии художеств и выдающемуся мозаичисту, братья Веснины для станции «Павелецкой». На протяжении нескольких месяцев он набирал из маленьких кусочков смальты яркие, жизнерадостные мозаики по эскизам народного художника СССР, академика РАХ Александра Дейнеки. Последние ящики с готовыми мозаиками Фролов отправил Москву на грузовиках по «Дороге жизни» в конце января 1942 года, а в феврале этого же года погиб. 

Повествование о героической странице в истории города в 1970-е годы было запечатлено в монументе защитникам Ленинграда на Площади Победы в Санкт-Петербурге. Он был создан по проекту народного архитектора СССР В. А. Каменского и народного архитектора СССР, академика С. Б. Сперанского совместно со скульптором, академиком РАХ М. К. Аникушиным. Все они были участниками обороны Ленинграда. На высоких гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур защитников Ленинграда. Главная вертикаль мемориала — 48-метровый гранитный обелиск — символизирует торжество Победы народа в Великой Отечественной войне. Непосредственно у основания обелиска расположена скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата, олицетворение, по замыслу М. К. Аникушина, единства города и фронта. Обелиск — связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады по замыслу авторов монумента должны ассоциироваться с хаосом и разрушениями, которые несли осаждённому Ленинграду вражеские бомбардировки и артобстрелы. Спустя три года 23 февраля 1978 года открылся подземный памятный зал. В нем находятся мозаичные панно «1941 — Блокада» и «Победа», авторами которых являются народный художник Российской Федерации С. Н. Репин, член Союза художников России И. Г. Уралов, заслуженный художник Российской Федерации, академик РАХ Н. П. Фомин, а руководителем народный художник СССР, академик А. А. Мыльников. 

Их имена остались навсегда в российской и мировой истории, как имена героев, совершивших истинный подвиг во имя искусства и мира.

Наряду с произведениями художников - участников Великой Отечественной войны, для которых обращение к теме было связано с личным опытом, необходимостью «выплеснуть» впечатления от пережитого, к этой теме в разное время обращались художники, которые переосмысли опыт «отцов», обогатили его новыми знаниями, почерпнутыми из художественных произведений и воспоминаний очевидцев, рождая удивительно ёмкие и выразительные образы, отражающие не достоверность конкретных исторических событий, а их глубинный общечеловеческий смысл. В различных по жанрам и образной структуре произведениях художники, наши современники, показывают жизнь в сложном единстве прошлого и настоящего. Это работы членов Российской академии художеств – академиков Д. Белюкина, А. Блиока, В. Ржевского, П. Стронского и других.

Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств






версия для печати