Круглый стол «Тенденции и технологические эксперименты в современной российской художественной эмали: мастера и школы»

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
ОТДЕЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
ОТДЕЛ ДЕКОРАТИВНОГО И НАРОДНОГО ИСКУССТВА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ РАХ

Круглый стол

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭМАЛИ: МАСТЕРА И ШКОЛЫ

Приглашаем Вас принять участие в заседании круглого стола, посвященного проблемам современной российской художественной эмали. Современная отечественная станковая эмаль – одно из ярких проявлений живого процесса художественной интеграции, принципов взаимодействия пространственных искусств: архитектуры, монументально-декоративного и декоративного искусств.   
Являясь, по сути, новым видом изобразительного искусства, она синтезирует в себе как глубокие художественно-стилистические традиции и технико-технологические методы работы, так и инновации, сформулированные в актуальном искусстве и современных художественных практиках.
За последние четверть века в современной эмали сформировались ярко выраженные национальные особенности, обусловленные спецификой ее эволюции как самостоятельного вида пластических искусств.
В то же время, сегодня она предстает не как единое целое, а как многообразие художественно-стилистических поисков, где художник – яркая творческая индивидуальность, чья авторская манера по-своему уникальна.
С другой стороны, внутри российской школы за прошедшие годы сложилось несколько самобытных региональных школ: петербургская, московская, пятигорская, ростовская, ярославская. Каждая из них имеет лидеров, в творчестве которых воплотились специфические черты той или иной линии развития.
Искусство эмали прошло большой путь от традиционного оформления бытовых предметных форм до масштабных монументально-декоративных композиций в контексте архитектуры. Она привлекла к себе внимание ведущих мастеров отечественного искусства, представляющих самые разные, иногда диаметрально противоположные художественно-стилистические направления, среди которых монументально-декоративные произведения З.К. Церетели, кинетические конструкты В.Ф. Колейчука, цифровая живопись К.В. Худякова.
Перспективность дальнейшего развития современного искусства эмали обусловлена большим числом молодых художников, которые продолжают экспериментальные поиски в этом новом виде искусства.

К обсуждению предлагаются следующие вопросы:
– современная художественная эмаль как результат процесса художественной интеграции;
– перспективные тенденций эволюции современной художественной эмали;
– современные технико-технологические эксперименты в художественной эмали;
– образный и коммуникационный потенциал современной эмали в контексте городской среды: монументальные эмальерные композиции и архитектура и другие современные практик.

Регламент докладов – 10 – 15 минут.
По итогам конференции предполагается публикация материалов круглого стола на официальном сайте Российской академии художеств.
Круглый стол состоится  3 апреля  2019 года.
Начало заседания в 13.00
Место проведения: зал «Домовая церковь» Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств Галереи искусств Зураба Церетели
Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 19.

Кураторы:
Перфильева Ирина Юрьевна
Власова Ольга Юрьевна
Контактный телефон: 8 (495) 637-56-33
E-mail: decorative_art@rah.ru

ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
Председатель:
Академик-секретарь Отделения декоративных искусств
Российской академии художеств – Л.И. Савельева

Ведущий научный сотрудник НИИ Российской академии художеств,
кандидат искусствоведения, доцент И.Ю. Перфильева   

Вдовкин Николай Михайлович
Академик Российской академии художеств,
Заслуженный художник Российской Федерации, профессор. Пятигорск
Станковые формы в современной художественной эмали

Гилодо Андрей Акимович
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Москва
Искусство эмали или эмаль в искусстве

Агафонова Анастасия Юрьевна
кандидат искусствоведения, профессор,
Московская государственная художественно-промышленная академия
им. С.Г. Строганова. Москва

Матько Евгений Евгеньевич
доцент, Московская государственная художественно-промышленная академия
им. С.Г. Строганова. Москва
Развитие эмальерного движения при поддержке РАХ, Академии им. С. Г. Строганова и ТСХР.

Пономаренко Светлана Петровна
заслуженный художник РФ, куратор  Международной биеннале " Золотая нить – дорога творчества", профессор
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица. Санкт-Петербург.
Международная биеннале искусства горячей эмали «Золотые нити – дорога творчества» (СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Санкт-Петербург, май 2019 г.)

Лысенкова Ольга Олеговна
доцент, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица. Санкт-Петербург.
Петербургская художественная  эмаль. Академия А.Л. Штиглица: традиции и эксперименты

Векслер Анна Кирилловна
кандидат педагогических наук, доцент,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург
Современная горячая эмаль в СПбГУ. Педагогическая практика И.В. Дьякова

Вдовкина Екатерина Николаевна
Почетный член РАХ. Пятигорск
Использование художественного эмалирования в православной канонической иконографии

Арискина Альбертина Андреевна
Галерея современного искусства «Арискин Студия».  Ярославль
Благотворительный проект художников-эмальеров по созданию эмалевых икон для восстановленных храмов Ярославской области

Зуева Ольга Игоревна
художник, Московский союз художников. Москва
Какие возможности дает техника горячей эмали в иконописи. Что меняется в иконе выполненной в технике горячей эмали по сравнению с традиционной иконописью

Крылов Сергей Николаевич
преподаватель,  Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица. Санкт-Петербург.

Пономаренко Светлана Петровна
заслуженный художник РФ, профессор
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица. Санкт-Петербург.
Горячая перегородчатая эмаль в архитектурной среде. Армянская апостольская Церковь Св. Екатерины в Санкт-Петербурге

Дьяков Иван Васильевич
художник-эмальер, Союз художников России, преподаватель,
Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург
Эмаль в Кронштадтском Морском соборе во имя святителя Николая Чудотворца

Пак Вера Филипповна
кандидат искусствоведения,
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Творческие поиски ростовских эмальеров в области применения некоторых приемов технологии лиможских эмальеров

Бекетов Михаил Петрович
художник – монументалист, Союз художников России. Ярославль
Современная горячая эмаль. Искусство, рождённое в огне. Пример модернизации традиционного вида декоративного искусства

Авдеев Андрей Юрьевич
художник, Московский союз художников. Москва
Эмаль как материал на стыке технологий: применение тканых негорючих материалов в горячей эмали

Баранов Евгений Феликсович
Творческая Мастерская «Сирин». Москва
Разработка и  введение в художественно-практический оборот технологии написания миниатюрной живописи на транспарентных и опалесцирующих эмалях «гильоше».







версия для печати