Выставка «Новый Никонов» в Государственном музее А.С.Пушкина.

 

Другие выставочные залы


Время проведения: 21 декабря 2018 года - 3 февраля 2019 года
Место проведения: выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина (Москва, Денежный переулок, 55/32)

Кураторы: Елена Грибоносова-Гребнева, Елена Осотина

Выставка, организованная галереей ГРОСart совместно с Государственным музеем А.С.Пушкина, представляет более шестидесяти графических и живописных работ старейшего московского художника, академика Российской академии художеств Павла Федоровича Никонова, исполненных в самые последние годы и практически неизвестных как широкому зрителю, так и профессионалам.
Лидирующая роль московского художника Павла Федоровича Никонова в отечественном искусстве второй половины ХХ столетия и активно вступившего в свои права века XXI сегодня не подлежит сомнению. Уже давно являясь живой легендой российской художественной сцены, Павел Никонов мощно заявил о себе еще в начале 1960-х годов, став одним из корифеев «сурового стиля» наряду с Виктором Попковым, Николаем Андроновым, Таиром Салаховым и другими молодыми тогда мастерами. Внятно очерченные уверенной решительной кистью крупномасштабные фигуры героев его картин возникли в результате смелых путешествий в различные районы Сибири, где можно было вплотную приобщиться к тяжелому таежному быту.
Но вскоре, отойдя от модернизированной живописной фиксации суровых трудовых будней и овеянных романтической героикой революционных сцен, Никонов с начала 1970-х оказался всецело захвачен впечатлениями от жизни отдаленных волжских деревень и поселков (Алексино, Калязин, Волковойня), где с тех пор стал регулярно и подолгу бывать. Новая натура, где центральное место заняла сначала живая и относительно процветающая, а затем умирающая русская деревня с ее землей, небом, человеком, его трудом и досугом составила, по словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, особую «никоновскую вселенную», «великую, но страшную». К началу 1990-х годов, как верно заметила куратор выставок Русского музея Ольга Мусакова, «долгий и мучительный период поисков закончился рождением “нового” Никонова».
Чутко уловленная в реальности извечная драматургия взаимоотношений человека с природой, уделом которого положено вспахивать землю, способствовала заметному обновлению живописного и графического стиля художника, неуклонно набиравшего раскрепощенный экспрессивный накал формального языка и глубокий, порой трагически звучащий философский подтекст. Сама стихия крестьянской жизни с ее бедами и праздниками словно «кричит» в беспокойных и могучих по энергетике картинах мастера единоборством мятущихся фигур и пространства, разломами и кренами строений, всполохами и ливнями небес. Подчас почти полуабстрактная пластика его композиций поражает завидной интенсивностью отраженного в них диалога с натурой, который в показанных на выставке работах последних лет, пожалуй, даже усиливается. А потому перед нами во всей полноте возникает феномен преисполненного созидательной страстью и лишенного малейшей творческой лени художника, неизменно предстающего как «Новый Никонов».

Управление инфорамции РАХ
На основе пресс-релиза



Возврат к списку

версия для печати