«ХУДОЖНИК И КНИГА» КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА ФАВОРСКОГО (1886—1964)

 


Российская академия художеств
Управление книжными фондами

представляют выставку

«ХУДОЖНИК И КНИГА»
КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА
К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА ФАВОРСКОГО (1886—1964)

Даты проведения: 10.03.2016 - 15.03.2015
Место проведения: Москва, Пречистенка, 21, Библиотека РАХ
Залы библиотеки РАХ открыты: пн-пт с 10.00 до 17.00
Вход на выставку - свободный.

«Книга, являясь пространственным произведением, изображающим литературное произведение… естественно располагает свои элементы во времени, организуя наше движение, ведя нас согласно содержанию книги от момента к моменту… И поэтому перед книгой стоит задача не только возбудить движение, чтобы читаемая книга посылала бы вас вперед и вперед, но и организовать это движение членениями при помощи остановок.В этом большую роль играет книжная страница»
В.А. Фаворский

Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) — настоящее явление в культуре XX века.  Станковая и книжная графика, скульптура, монументальная и станковая живопись, сценография — те сферы искусства, в которых тем или иным образом заявил о себе Фаворский. Однако, для себя выделил именно графику «как изобразительное искусство, более доступное людям, чем живопись, как искусство массовое».Доминирующим материалом в творчестве мастера стала гравюра. Разносторонний художник, искусствовед, педагог, автор работ по теории искусства — Фаворский наиболее плодотворно проявил себя как художник книги. 
На выставке зрителям будет представлена возможность увидеть гравюры Фаворского в той живой среде, для которой они создавались, в виде обложек, книжных иллюстраций и оформительных элементов на страницах изданий, находящихся в собрании библиотеки Российской академии художеств.

«Книги Фаворского, его станковые гравюры - и исполненная благородного духа Ренессанса «Vita nova» Данте, и тонкая лирика «Женьшеня» М. Пришвина, и изящная романтика «Новелл» Проспера Мериме и трагический станковый портрет Достоевского, и прелестный карандашный рисунок Пушкина-лицеиста хранили и несли в себе не только высочайшее художественное мастерство, но высочайшую культуру и гуманизм русского интеллигента в самом лучшем смысле этого слова. В обстановке все более сгущавшейся лжи, кровавого тумана, ослепившего всю страну, иллюстрации к классической литературе были спасением, возможностью говорить правду, проповедовать добро, милосердие - понятия, исключенные из советской идеологии.
Перед самой войной вышло в свет оформленное Фаворским издание «Гамлета» в переводе Бориса Пастернака. Изящная, единая в своем образном решении книжечка, фронтиспис - Гамлет перед дуэлью. Зажатый в каменный мешок могучий человек с прекрасным скорбным лицом, скорчившись на ступенях лестницы, примеряет удар шпаги, которой нет в его руке... Какие чувства, какие ассоциации вложил художник в этот образ? Б.Пастернак переводил «Гамлета» по просьбе В.Мейерхольда: в начале 1939 года великий режиссер еще надеялся на то, что ему удастся осуществить постановку трагедии. В те дни, когда Фаворский работал над «Гамлетом», Мейерхольд был уже расстрелян.
Война... Станковые работы: портрет Кутузова, знаменитые самаркандские гравюры на линолеуме, карандашные портреты. Портрет сына Вани датирован августом 1942 года. Красивый, очень спокойный гоноша. В моей памяти встает то страшное время: эвакуация; Самарканд. Ваня завтра уходит на фронт. Родители - Владимир Андреевич и Мария Владимировна в этот последний вечер рисуют своего мальчика, которому не суждено было вернуться с войны, как и его старшему брату Никите, талантливому художнику, пропавшем без вести в московском ополчении.
Судьба не щадила Фаворского. Не только гибель обоих сыновей выпала ему на долю. Не было такого унижения, которого не довелось бы испытать этому чудесному мастеру в сталинские годы. Поймет ли нынешнее поколение, отчего, начиная с середины 30-х годов этот, казалось бы, такой далекий от политики «классик» был для партийных властей опаснейшим врагом? Фаворский был страшен им своим талантом, своей верой, мудростью, подлинной, не показной любовью к России. В 1948-1953-х годах Фаворский как «идеолог формализма» был отлучен от преподавания, лишен элементарного заработка. Но и в это время - едва ли не самое тяжкое для русской культуры - Фаворский напряженно работал; делал превосходные книги, гармоничные, глубоко человечные: «Сонеты Шекспира», «Роберт Берне» в переводах С. Маршака; рисовал карандашом парные портреты - одно из лучших, что было им создано на протяжении долгой творческой жизни.
Только после смерти Сталина были возвращены Фаворскому официально те почет и уважение, которые неизменно испытывали к нему все порядочные, честные люди искусства. Молодые художники 50-60-х тянулись к нему так же, как тянулась молодежь 20-х и 30-х; не только графики, но и живописцы видели в нем художественного лидера, духовную опору; шли за ним, гордились, причисляя себя к «школе Фаворского».
(Из книги: Мария Чегодаева. Мои Академики.- М., Галарт,2007.-С.21-22.)

Управление книжными фондами РАХ 




Библиографический список книг из фондов библиотеки

Иллюстрированные издания

Бернс, Роберт. Роберт Бернс в переводах С. Маршака / [Грав. на дереве худож. В. Фаворского; Вступ. ст. Р. Райт-Ковалевой; Послесл. и прим. М.М. Морозова]. - Москва : Художественная литература, 1957. - 451 с. : ил.

Бернс, Роберт. Стихотворения; Поэмы; Шотландские баллады / Р. Бернс; [Вступ. ст. и сост. Р. Райт-Ковалевой; Ил. В. Фаворского]. - Москва : Художественная литература, 1976. - 10 л. ил. - (Б-ка всемирн. лит.; Сер. 1-я; Т. 47).

Глоба, Андрей Павлович. Фамарь: Трагедия : [Ил. В.Фаворского] / А.П. Глоба. - Москва : Госиздат, 1923. - 100 с. : ил.

Голицын, Сергей Михайлович. Слово о мудром мастере : Повесть / Сергей Голицын; [На обл., тит., форзацах, заставках, концовках ил. В.А. Фаворского]. - Москва : Детская литература, 1977. - 189 с. : ил.; 22 см.

Данте Алигьери. Новая жизнь / Гравюры на дереве В. Фаворского. - Москва : Художественная литература, 1965. - 178 с. : ил.

Джангар: Калмыцкий народный эпос / Перевод С. Липкина. Художник В. Фаворский. - Элиста : Калмыцкое книжное изд-во, 1971. - 406 с. : ил.

Иванов, Всеволод. Бронепоезд № 14,69 : Повесть / Ил. В.А. Фаворский. - Москва : Молодая гвардия, 1932. - 103 с. : ил.

Кончаловская, Наталья Петровна. Наша древняя столица: Картины из прошлого Москвы / Ил. В Фаворскго, М. Фаворской, В Федяевской. - Москва: Детская литература, 1966. - 319 с. : ил.

Пришвин, Михаил. Жень-Шень корень жизни: Повесть / Худож. В. Фаворский. - Москва: Московское товарищество писателей, 1933. - 164 с.: ил.

Пушкин, Александр Сергеевич. Домик в Коломне / Гравюры на дереве В.А. Фаворского. - Москва : Русское общество любителей книги, 1929. - 27 с.: ил.

Пушкин, Александр Сергеевич. Маленькие трагедии / Худож. В. Фаворский. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1961. - 109 с.: ил.

Слово о полку Игореве / Перевод И. Новикова; Ил. В.А. Фаворского. - Москва: Гослитиздат, 1938. - 161 с. : ил.

"Слово о полку Игореве" в гравюрах В.А. Фаворского : Рисунки. Эскизы. Гравюры. - М. : Искусство, 1987. - 258 с. : ил.

Слово о полку Игореве / [вступ. ст., ред., пер. с древнерус. Д.С. Лихачева; Гравюры В.А. Фаворского]. - Москва: Детская литература, 1983. - 221 с.: ил.

Толстой Л.Н. Рассказы о животных / Гравировал В. Фаворский. - М.: Книга, 1984.

Фаворский, Владимир Андреевич. Иллюстрации к "Слову о полку Игореве" / А.В.

Фаворский. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. - 35 с. : ил.

Франс, Анатоль. Суждения господина Жерома Куньяра / Гравюры на дереве В. Фаворского. - Москва : Художественная литература, 1963. - 231 с. : ил.

Шаховская Н. Молодые годы Короленко / Обл. и рис. В.А. Фаворского. - М.: Молодая гвардия, 1931. - 168 с. : ил.

Шекспир, Вильям. Гамлет, принц Датский: Трагедия / Пер. Б.Пастернака; Ил. В.Фаворского. - М.: Гослитиздат, 1941. - 172 с.: ил.

Шекспир, Вильям. Сонеты Шекспира в переводе С. Маршака / Гравюры на дереве В.А. Фаворского. - Москва : Советский, 1952. - 194 с.: ил.

Шекспир, Вильям. Сонеты / Пер. с англ. С. Маршака; Послесл. С Бэлзы; Гравюры на дереве В. Фаворского. - Москва : Детская литература, 1988. - 192 с. : ил

Шторм, Георгий Петрович. Труды и дни Михаила Ломоносова / Худож. В Фаворский. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1932. - 303 с. : ил.


Литературные работы

Фаворский, Владимир Андреевич. Литературно-теоретическое наследие: теория композиции, теория графики, о своей работе над книгой, о монументальном искусстве, об оформлении спектакля, рецензии, заметки, интервью / В.А. Фаворский. - Москва : Советский художник, 1988. - 587 с. : ил. Список трудов В.А. Фаворского: с. 574-583. Имен. указ.: с. 586-587.

Фаворский, Владимир Андреевич. Рассказы художника-гравера / [ред. А. Д. Гончаров; оформление И. Фоминой ]. - Москва : Детская литература, 1965. - 104 с. : ил. - (В мире прекрасного).

Фаворский, Владимир Андреевич. О художнике, о творчестве, о книге / [авт. вступ. ст. Е. С. Левитин]. - Москва : Молодая гвардия, 1966. - 128 с.: ил.

Фаворский Владимир Андреевич. Об искусстве, о книге, о гравюре. - Москва: Книга, 1986. - 240 с.: ил.


Монографии

Фаворский, Владимир Андреевич. Воспоминания. - Москва : Книга, 1990. - 356 с. : ил.

Фаворский, Владимир Андреевич. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений. - Москва: Книга, 1991. - 383 с. : ил.

Халаминский, Юрий Яковлевич. Владимир Андреевич Фаворский. - Москва: Искусство, 1964. - 292 с.: ил.







версия для печати