К 150-летию со дня рождения Великой Княгини Елизаветы Федоровны
1ноября отмечается 150-летие со дня рождения святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия. Памятные мероприятия проходят во многих российских городах, странах ближнего и дальнего зарубежья. В Санкт-Петербурге прошел форум « Милосердие». В Москве в Марфо-Мариинской обители патриарх Кирилл отслужил праздничную Литургию, в Московском Доме музыки состоялся концерт. В Дармштадте открылась научная конференция и выставка, посвященные Великой княгине.
Великая княгиня Елизавета Федоровна (родилась 1 ноября 1864 года)- старшая сестра последней российской императрицы, внучка английской королевы Виктории, вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, впоследствии стала женой великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. В 1891 году приняла православие. В 1892 году организовала Елизаветинское благотворительное общество, вскоре Елизаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и в уездных городах Московской губернии. С началом русско-японской войны княгиня организовала Особый комитет помощи воинам. После гибели супруга организовала Марфо-Мариинскую обитель, первую в России обитель милосердия. Здесь оказывали духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. При обители была открыта больница, амбулаторный пункт, аптека.,приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия. Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь. Ночами ухаживала за тяжелобольными или читала Псалтирь над умершими, днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы. Сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб. Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе старалась помочь военнопленным. Елизавета Федоровна покровительствовала многим учебным заведениям и медицинским учреждениям для бедных.
В мае 1918 года она была арестована и в ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня вместе с другими членами семьи последнего российского императора Николая II была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от города Алапаевска. Прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 году за мученическую смерть и за дела милосердия и благотворительности, которые она совершала с сестрами Марфо-Мариинской обители.
Великой княгине Елзавте Федоровне и посвящено несколько православных монастырей в Белоруссии, России, на Украине, а также коло 30 действующих храмов в разных городах России. Образ этой удивительной женщины стал символом жертвенности, сострадания, верности, любви и милосердия. Он воплощен в произведениях живописи графики, скульптуры. Несколько произведений , посвященных личности и подвигу Великой княгини Елизаветы Федоровны созданы президентом Российской академии художеств З.К.Церетели. Они экспонируются в залах Галереи искусств на Пречистенке, 19 , что глубоко символично. Великолепный дворец, построенный в конце 18-начале 19 века, и включенный в альбомы партикулярных строений М.Казакова, в середине 19 века принадлежал князьям Долгоруковым, затем в нем размещался Александро-Мириинский институт благородных девиц. Здесь учились девочки из небогатых семей военных. Великая княгиня была попечительницей института и неоднократно посещала его.
В настоящее время в здании Долгоруковского дворца располагается Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств – Галерея искусств Зураба Церетели. После реставрации и реконструкции, проходившей в конце1990-х годов по инициативе и под руководством З.К.Церетели, в здании восстановлено архитектурное пространство 19 и 18 веков. Просторные залы особняка великолепно приспособлены для проведения выставок Постоянная экспозиция знакомит зрителя с многогранным творчеством З.Церетели. В анфиладе первого этажа демонстрируются слепки с произведений античной пластики из собрания ГМИИ им.А.С.Пушкина, в залах временных выставок - работы российских и зарубежных художников. В Галерее искусств проходят музыкальные вечера, творческие встречи., знаменитые мастер-классы Зураба Церетели. В помещении, где прежде располагалась домовая церковь, воспроизведено храмовое пространство, оно оформлено эмалями З.Церетели. В этом зале регулярно проводятся концерты вокальной и инструментальной музыки. В бывшем дворце князей Долгоруковых царствует искусство, погружая гостей особняка в атмосферу творчества, красоты, любви.
В экспонирующемся здесь собрании скульптур, созданных З.Церетели, особое место принадлежит произведениям , посвященным теме духовного подвига, подвижнического служения вере. Это колоссальный программный цикл монументальных рельефов «Познание Добра и Зла» на темы Ветхого и Нового Заветов, скульптурные портреты святых апостолов, подвижников. В этих же залах экспонируются и произведения, посвященные Великой княгине Елизавете Федоровне. Это ее скульптурный портрет и композиция «Марфо-Мариинская обитель» , символизирующая духовный подвиг княгини. Очень цельная , ритмически выверенная композиция представляет собою группу из несколько женских фигур в монашеском облачении. Их позы, сдержанные жесты, передают сосредоточенность в молитве, единство в устремленности к Богу. Это художественное приношение мастера великой женщине и вклад в сокровищницу памяти о ее жизни и служении.
При подготовке текста использованы материалы открытых источников
Управление информации Российской академии художеств
Великая княгиня Елизавета Федоровна (родилась 1 ноября 1864 года)- старшая сестра последней российской императрицы, внучка английской королевы Виктории, вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, впоследствии стала женой великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. В 1891 году приняла православие. В 1892 году организовала Елизаветинское благотворительное общество, вскоре Елизаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и в уездных городах Московской губернии. С началом русско-японской войны княгиня организовала Особый комитет помощи воинам. После гибели супруга организовала Марфо-Мариинскую обитель, первую в России обитель милосердия. Здесь оказывали духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. При обители была открыта больница, амбулаторный пункт, аптека.,приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия. Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь. Ночами ухаживала за тяжелобольными или читала Псалтирь над умершими, днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы. Сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб. Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе старалась помочь военнопленным. Елизавета Федоровна покровительствовала многим учебным заведениям и медицинским учреждениям для бедных.
В мае 1918 года она была арестована и в ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня вместе с другими членами семьи последнего российского императора Николая II была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от города Алапаевска. Прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 году за мученическую смерть и за дела милосердия и благотворительности, которые она совершала с сестрами Марфо-Мариинской обители.
Великой княгине Елзавте Федоровне и посвящено несколько православных монастырей в Белоруссии, России, на Украине, а также коло 30 действующих храмов в разных городах России. Образ этой удивительной женщины стал символом жертвенности, сострадания, верности, любви и милосердия. Он воплощен в произведениях живописи графики, скульптуры. Несколько произведений , посвященных личности и подвигу Великой княгини Елизаветы Федоровны созданы президентом Российской академии художеств З.К.Церетели. Они экспонируются в залах Галереи искусств на Пречистенке, 19 , что глубоко символично. Великолепный дворец, построенный в конце 18-начале 19 века, и включенный в альбомы партикулярных строений М.Казакова, в середине 19 века принадлежал князьям Долгоруковым, затем в нем размещался Александро-Мириинский институт благородных девиц. Здесь учились девочки из небогатых семей военных. Великая княгиня была попечительницей института и неоднократно посещала его.
В настоящее время в здании Долгоруковского дворца располагается Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств – Галерея искусств Зураба Церетели. После реставрации и реконструкции, проходившей в конце1990-х годов по инициативе и под руководством З.К.Церетели, в здании восстановлено архитектурное пространство 19 и 18 веков. Просторные залы особняка великолепно приспособлены для проведения выставок Постоянная экспозиция знакомит зрителя с многогранным творчеством З.Церетели. В анфиладе первого этажа демонстрируются слепки с произведений античной пластики из собрания ГМИИ им.А.С.Пушкина, в залах временных выставок - работы российских и зарубежных художников. В Галерее искусств проходят музыкальные вечера, творческие встречи., знаменитые мастер-классы Зураба Церетели. В помещении, где прежде располагалась домовая церковь, воспроизведено храмовое пространство, оно оформлено эмалями З.Церетели. В этом зале регулярно проводятся концерты вокальной и инструментальной музыки. В бывшем дворце князей Долгоруковых царствует искусство, погружая гостей особняка в атмосферу творчества, красоты, любви.
В экспонирующемся здесь собрании скульптур, созданных З.Церетели, особое место принадлежит произведениям , посвященным теме духовного подвига, подвижнического служения вере. Это колоссальный программный цикл монументальных рельефов «Познание Добра и Зла» на темы Ветхого и Нового Заветов, скульптурные портреты святых апостолов, подвижников. В этих же залах экспонируются и произведения, посвященные Великой княгине Елизавете Федоровне. Это ее скульптурный портрет и композиция «Марфо-Мариинская обитель» , символизирующая духовный подвиг княгини. Очень цельная , ритмически выверенная композиция представляет собою группу из несколько женских фигур в монашеском облачении. Их позы, сдержанные жесты, передают сосредоточенность в молитве, единство в устремленности к Богу. Это художественное приношение мастера великой женщине и вклад в сокровищницу памяти о ее жизни и служении.
При подготовке текста использованы материалы открытых источников
Управление информации Российской академии художеств