Лев Колодный. Часовня из хрусталя и «букет» из эмали в новом музее столицы
В Москве 7 сентября 2013 года открылся Государственный музей современного искусства Российской академии художеств, созданный в результате многолетних усилий ее президента Зураба Церетели при поддержке администрации города.
На Гоголевском бульваре, 10, в одной из самых замечательных усадеб ХVIII века, выставлены творения членов президиума старейшей академии Европы и учеников Академического художественного лицея. Живопись Д.Жилинского, Т.Назаренко, Т.Салахова, З.Церетели, изваяния А.Бурганова и А.Рукавишникова, архитектурные проекты С.Горяева и Ю.Платонова, всех выдающихся мастеров, воочию убеждают: классическое искусство в России в отличие от многих стран мира не утрачено и его традиции есть, кому развивать.
В середине ХХ века великий монументалист Давид Сикейрос, увидев объемные мозаики молодого грузинского художника, предрек: «Я утверждаю, что он вошел в необъятные просторы искусства будущего, сочетающего скульптуру с живописью. Творчество Зураба Церетели вышло из национальных рамок и приобретает международное значение».
Это пророчество подтверждает невиданный в мире «Букет» из тысяч ярких цветов в объемной эмали, уникальной технике, созданной Зурабом Церетели. Живописное изваяние слилось с архитектурой, Это и скульптура, и здание. Под его куполом высотой 18 метров предстают в бронзе фигуры Адама и Евы.
«Какой художник может сказать, что он равнодушен к женщинам. Красота на меня действует очень», - утверждает Церетели, посвятивший женам и матерям изваяния, заполнившие двор флигеля усадьбы. Его пространство художник называет «музеем женщин». На бронзовых досках отлиты высказывания самых известных из них: Коко Шанель, принцессы Дианы, Марии Каллас, Брижит Бардо, Маргарет Тэтчер, наших поэтов Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. «Не могу сидеть, когда мужчины стоят», - это Фаина Раневская. «Прошлое, как бы оно не отдалялось, живет внутри», - сказала Людмила Гурченко. Их дополняют крылатые слова мужчин, начиная от Гомера и Овидия, кончая классиками мировой и русской литературы.
В образе женщин – Музы, олицетворяющие главные виды искусства: «Живопись», «Литературу», «Музыку» и «Зодчество».
«В основе его творчества, - заметил известный художник - "шестидесятник" Николай Андронов, - лежат христианские мотивы, что очень легко проследить». В центре двора главного здания возвышается единственная в мире хрустальная часовня в честь Александра Невского, напоминающая пирамиду высотой 16 метров до креста. Ее металлическая конструкция из титана. Размеры - 12х12 метров. «Я хотел показать французам, - говорит автор, - что из хрусталя можно не только, как в Лувре, пирамиды делать. Это новое слово в православии и патриарх Алексий II нас благословил». Его статуя установлена у входа в часовню, окруженной изваяниями святых. Пространство этого двора Зураб Церетели назвал «музеем религии и искусства».
Музеи женщин есть в Европе, Америке, Азии. Самый известный из них и большой находится в германском Бонне, где выставляются работы феминисток. В штате Техас – экспозиция посвящена женщинам-ковбоям. В американском Далласе – женщинам, сказавшим первое слово в разных сферах жизни. В музее Шэньсинского педагогического университета представлена история великих китаянок. Есть теперь и в Москве подобный музей, который его основатель намерен пополнять новыми произведениями.
Музей на Гоголевском бульваре - пятый в Москве, созданный президентом Российской академии художеств. Они открыты им на Петровке, Тверском бульваре, Большой Грузинской улице, в Ермолаевском переулке у Патриарших прудов.
Лев Колодный, почетный член РАХ