Ксения Нечитайло "На сломе веков". Живопись

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)




Вернисаж – 11 июня в 16.00
Выставка открыта с 12 по 30 июня 2013

 Тревожные раздумья о настоящем и будущем России, переосмысление ее исторического опыта и размышления о судьбах современников отличают творчество известного живописца, члена-корреспондента Российской академии художеств Ксении Нечитайло. Персональная ретроспектива приурочена к юбилею мастера.

В центре вселенной Ксении Нечитайло – образ человека, трактованный правдиво и темпераментно, с истинно гуманистическим пафосом. Ее творчество буквально пронизано стихией сопереживания, характерной для «искусства женского рода» в России на протяжении всего ХХ века. Пропущенная через себя, эта стихия реализуется в мощной эмоциональной, чувственно-осязаемой живописной пластике. Именно так, на новом уровне осмысления, Нечитайло продолжает национальную традицию критического реализма.

Вступив на российскую арт-сцену в конце 1960-х, художница привнесла в живопись того времени свою особую, обостренно личностную позицию, искренние, лирические и торжественные ноты. Среди ранних ее работ – ставшее знаковым для «семидесятников» полотно «Воспоминание о деде», связавшее воедино три поколения; трогательный, доносящий пронзительное ощущение хрупкости бытия «Автопортрет с дочерьми Марией и Анастасией», а также отсылающий к традиции русского лубка, примитива и одновременно к мастерам «Бубнового валета» холст «Брат из армии вернулся». Ретроспектива в залах Российской академии художеств охватывает более сорока лет творческого пути мастера, начиная с рубежа 1960-70-х годов вплоть до сегодняшнего дня.

В 1967 году Ксения Васильевна Нечитайло окончила Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, где училась у известных художников А.М.Грицая и Д.Д.Жилинского вместе с другими яркими представительницами в ту пору «молодежной», склонной разрушать прежние каноны живописи: Т.Назаренко, Н.Нестеровой, И.Старженецкой. С 1969 года — член Московского союза художников, активная участница российских и международных выставок и симпозиумов. Произведения мастера  хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, картинных галереях и музеях Вологды, Красноярска, Новокузнецка, Оренбурга, Перми и других городов России, в ряде музеев и частных собраний Германии, Голландии, США, Франции.

Живопись К.Нечитайло отмечена автобиографичностью, пафосом откровенного и, как правило, горького самоанализа. Художница внесла весомый вклад в обновление российского искусства, в начавшееся в 1960-е годы и получившее особенный размах в 1970-е разрушение языка соцреализма. Нечитайло не стремилась приукрасить свои персонажи – чаще всего, запечатленные в гуще повседневности, они отмечены жесткой печатью реализма, как в холсте «Рынок в Ялте» и триптихе «Вологодские частушки». Содержательная сила личностного восприятия мира, глубоко замешанная на гражданственности, преодолевала попытки официозного норматива «охранить» современников от социальной обеспокоенности в их отношении к жизни. Эту линию художница продолжает и в наши дни, противопоставляя Красоту стихии Зла, которое и гневно, с элементами гротеска обличается на ее метафорических холстах «Ворон», «Черная жаба», «Падальщики», «На болоте», «Флюгер». В силу присущей мироощущению К.Нечитайло горестной проницательности она одной из первых среди современников,  почти пророчески, поставила проблему парадоксальности не только самой российской истории, но и сегодняшнего отношения к ней. Ощущение тревоги, напряженности, неблагополучия окружающей жизни, острая реакция на болезненные перемены в обществе – таковы черты предупреждающего искусства К.Нечитайло. Эта тема с новой силой зазвучала в ее творчестве в 1980-е и «лихие» 1990-е годы, на которые пришелся важный и сложный период в творчестве художницы, широко представленный в экспозиции.

Уже в ранних картинах Нечитайло проявился ее дар монументалиста, к началу 1980-х полотна укрупнились и в то же время стали более лаконичными, почти лишенными бытовых подробностей. Нередко это одинокая фигура, поставленная на яркий или, напротив, нейтральный фон: таковы многие портреты, среди которых – запоминающиеся «Красный  автопортрет» и «Автопортрет в шубе», «Варька-студентка», «Вася», «Ожидание». В этом же ряду экспрессивная «Обгоревшая», которая отсылает к обширному кругу произведений художницы, пронизанных экзистенциалистским ощущением трагизма сегодняшней действительности.

Искусству живописи К.Нечитайло, совершившей серьезную эволюцию, присуща способность передавать эмоции с помощью чистой пластики. Характерные для нее игра с пространственными эффектами, дерзкое совмещение жанров, ассоциативность, соединение лирически-исповедальной интонации, идущей от традиции русского портрета, с экспрессивной манерой, иронией и гротеском поставили работы мастера в ряд выдающихся образцов отечественного искусства. Художница работает в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, тематической композиции, смело раздвигая сюжетно-жанровые границы. Порой художница «внедряет» автопортрет в жанровую сцену, словно оттеняя свою роль наблюдателя. Большинство картин несут глубокий символический подтекст, явный и в работах последних двух десятилетий.

Драматизм полотен, раскрывающих противоречивость бытия, соседствует с выражением цельного и радостного мировосприятия в целом ряде работ, посвященной семье и близким автора. Среди важнейших для художницы – тема материнства и детства; моделями нередко становятся ее дочери и друзья, чьи портреты также вошли в экспозицию: «Натта Конышева», «Праздник. С днем рожденья!». Проникновенные и поэтичные образы детей - в центре многих картин, несущих заряд жизнеутверждения. Вместе с тем, чутко отзываясь на вызов времени, художница по-своему трактовала такие моменты, как карабахская трагедия: тревожное звучание пылающих красок оттенено черным контуром рисунка и теней, подчеркивающих драматически-монументальный пафос композиции «Карабах».

Вместе с тем произведения художницы, зачастую точно отражающие сегодняшние реалии, словно находятся над временем. Притчевое начало, очевидная связь искусства Нечитайло с народной стихией превращает ее картины в высказывание на «вечные темы», в которых автор с состраданием анализирует как образ современника, так и человеческую натуру в целом.

Экспозиция включает около 80 произведений из фондов Государственной Третьяковской галереи и собрания автора. Многие из демонстрируемых работ созданы на протяжении последнего десятилетия.

Управление информации Российской академии художеств
 








версия для печати