К 150-летию А.Я.Головина
1 марта 2013 года - 150 лет со дня рождения А.Я.Головина - одного из блистательных мастеров искусства серебряного века. Живописец, график ,сценограф, дизайнер интерьеров и мебели, художник абрамцевского кружка, активный участник объединения «Мир искусства», автор (совместно с М.Врубелем) майоликового фриза гостиницы Метрополь в Москве, и совместно с К.Коровиным –оформления российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года, художник дягилевских «Русских сезонов» в Париже, А Головин оставил богатейшее творческое наследие. Его произведения украшают коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им.А.С.Пушкина, театрального музея им. А.А.Бахрушина, музея И.И.Бродского (НИМ РАХ) в Санкт-Петербурге и многих других.
Александр Яковлевич Головин родился в Москве 1 марта 1863 года, в семье священника. Учился в Катковском лицее, с 1878 года, после смерти отца, в Поливановской гимназии, в которой обучались знаменитые поэты В. Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин и многие другие. В 1881 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но вскоре перевелся на живописное отделение. Занимался в классах И.М.Прянишникова, В.Е.Маковского, В.Д Поленова. Здесь познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина Врубелю. После смерти матери в 1884 году остался без средств к существованию и в первые годы по окончании училища подрабатывал подмастерьем у декоратора А. Томашки, занимался росписью цветов на атласе под заказ. В 1889 посещал Академию Коларосси, в 1897 - школу-студию Витти в Париже.
В 1898 году А.Головин был назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Оформил спектакли Большого театра в Москве,- оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом», Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка». В 1901 переехал в Петербург. С 1902 года Головин занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Создавал работы для Александринского и Мариинского театров: эскизы костюмов и декораций к операм «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка; «Каменный гость» А. С. Даргомыжского; спектаклям «У врат царства», К. Гамсуна; «Гроза» А. Н. Островского, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова; «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского и многим другим.
С 1899 - постоянный участник выставок «Мира искусства, с 1902 года - член объединения и один из сотрудников журнала «Мир Искусства». В 1903 вступил в Союз русских художников. С 1906 по 1907 год создал цикл декораций к опере Ж.. Бизе «Кармен», а также серию портретов испанок, который можно считать отдельным циклом работ. С 1908 по 1917 год сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже. Совместно с Н. К. Рерихом и Д. С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского.
С 1912 года - действительный член Академии художеств. С 1928 года- народный артист РСФСР.
С 1913 года и до своей кончины в 1930 году жил в Царском Селе.
«В его творчестве — в театральных эскизах — любимым мотивом его было как бы изящное кружево, тонкая ювелирная работа... Он был как бы зачарован изысканностью орнамента... Его рисунки костюмов замечательные... Он был изящнейший художник». К Коровин