Презентация альбома «Италия глазами русских художников»

 




14 февраля в конференц-зале Научно-исследовательского музея Российской академии художеств (Санкт-Петербург, Университетская набережная,17)  в присутствии Генерального консула Итальянской республики в Санкт-Петербурге господина Луиджи Эстеро состоялась презентация альбома «Италия глазами русских художников», изданного при финансовой поддержке Посольства Итальянской республики в России издательством «Лики России», построенного на изобразительном материале из собрания Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Вошедшие в него изображения представляют картины, рисунки, акварели и архитектурные чертежи, выполненные русскими художниками во время продолжения обучения в Италии в качестве правительственных стипендиатов  или в период самостоятельных путешествий в XVIII – начале XX века.

Основную часть издания составляют никогда ранее не воспроизводившиеся графические работы русских архитекторов XIX – начала XX столетия. Особый интерес представляют изображения двух копий с монументальных росписей Мазаччо и Витторе Карпаччо, выполненные князем Г.Г. Гагариным в Италии почти в величину оригиналов.

Живопись К.П. Брюллова, А.П. Боголюбова, П.П. Чистякова, А.И. Савинова; рисунки А.П. Лосенко и П.И. Соколова, братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых; архитектурная графика  Н.И. Мартоса, А.Г. Трамбицкого, Г.А. Косякова, В.А. Щуко, А.М. Горностаева, Ф.И. Чагина, В.А. Коссова, Г.Д. Гримма и многих других зодчих; акварели П.П. Чистякова, ксилогравюры А.П. Остроумовой-Лебедевой и офорты В.Д. Фалилеева дают представление о высочайшем уровне подготовки художников и архитекторов в Императорской Академии художеств. В издание включены не только оригинальные картины, но и копии, сделанные лучшими академическими выпускниками с оригиналов итальянских мастеров. Заказанные, как правило, Советом Императорской Академии художеств или Обществом поощрения художеств, они служили прекрасной школой не только для исполнителя, но и для последующих поколений отечественных художников. В 1830-1850-е годы большое количество копийных работ с живописных оригиналов Рафаэля, Гверчино, С. Розы, Тициана было передано в Академию Николаем I.

Италия как никакая другая европейская страна была Меккой для русских художников. Неслучайно Академия художеств отправляла лучших выпускников именно в Рим. Живописцы копировали выдающиеся произведения мастеров прошлого и работали над собственными этюдами, эскизами, картинами, путешествовали, знакомились с богатейшими музейными и частными собраниями, посылая в Петербург отчеты об увиденном. По возвращении домой, они стремились посвятить себя преподаванию в alma mater. В альбом вошли произведения из основной части собрания музея, а также из его отделов – музея-квартиры И.И. Бродского и дома-музея П.П. Чистякова в г. Пушкине.






версия для печати