Выставка произведений Бруно Бруни «Andata/Ritorno» в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Дата проведения: 28 мая - 26 июня 2011 года.
Место проведения: МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка 19)

Почти полвека творчества известного итальянского художника Бруно Бруни охватывает персональная выставка «Andata/Ritorno». Российская академия художеств первой знакомит отечественного зрителя с избранными произведениями этого яркого мастера. Рестроспективная выставка, развернутая в рамках перекрестного года культуры «Италия – Россия», включает наиболее известные работы Бруно Бруни, характеризующие его оригинальный почерк.
Выходец из скромной семьи железнодорожника, проживавшей в итальянской области Марке, первоначальное художественное образование Бруно Бруни (род. 1935) получил в Институте искусства имени Ф. Менгарони в небольшом городе Пезаро (1952-1959). Там же, на родине композитора Джоакино Россини, прошла его первая выставка. Желание приобщиться к современному искусству после консервативной арт-школы провинциальной Италии, ориентированной на академическую традицию, в 1959 году привело начинающего художника в Лондон, где он два года подрабатывал посудомойщиком, все свободное время посвящая посещению музеев и выставочных залов и совершенствованию в технике рисунка.
В 1961-1966 годах Бруни прошел курс обучения в Гамбургской высшей школе изобразительных искусств. Там в то время преподавали художники Георг Греско, Пауль Вундерлих, Хорст Янссен, Арнольф Хаузнер, а также арт-критик Ханс Теодор Флемминг. Одним из своих учителей Бруни называет Ренато Гуттузо. Учился в Милане.
Вместе с несколькими молодыми авторами Бруни основал в Гамбурге группу «СООР» - против коммерциализации искусства. К началу 1970-х годов общительный и деятельный Бруно обладал широким кругом знакомств в европейских художественных кругах. С 1970-х по настоящее время он работает попеременно в Гамбурге, Ганновере и Пезаро.
Еще в студенческие годы Бруни был награжден призом«Ugolini», в середине 1960-х получил премию «Lichtwark» наряду с Отто Диксом и Эдгаром Аугустином. В 1977 году удостоен международной награды «Senefelder» за литографии. С 2002 - обладатель официального титула «Кавалер Итальянской Республики».
Начиная с 1959 года, персональные выставки Бруни состоялись во многих городах мира, включая Амстердам, Берлин, Брюссель, Кёльн, Лондон, Милан, Нью-Йорк, Рим, Токио. Живопись, скульптура, графика и изделия из фарфора, созданные Бруно Бруни, хранятся в целом ряде европейских музеев современного искусства, а также во множестве частных коллекций. …
В самом названии выставки звучит мотив непременного возвращения. Истолковать его можно разнопланово: здесь и постоянное перемещение Бруно Бруни между родной Италией и Германией, где он живет на протяжении многих лет, и верность излюбленным сюжетам, которые он разрабатывает десятилетиями, создавая целые тематические серии. Здесь же прочитывается один из лейтмотивов творчества мастера, постоянно ведущего диалог со старыми мастерами Италии и Северной Европы, особенно охотно обращаясь к Ренессансу, маньеризму и барокко.
Наряду с этим художник часто обращается и к столь значимой для ХХ века традиции сюрреализма – она явственно прослеживается в целом ряде его работ. В работах мастера присутствуют как нарративность и чувственность, интригующие и завораживающие зрителя, так и символизм. Многослойность смыслов, недоговоренность заставляют вспомнить о лучших традициях европейского кинематографа. В силу этого многие картины, рисунки, литографии Бруни кажутся незавершенными, их персонажи отчасти «растворяются» в пространстве листа или картинной плоскости. Это побуждает зрителя вести собственные «поиски», вступать в игру, правила которой предлагает автор, и самостоятельно домысливать финал рассказанной им истории.
Ведущей в творчестве Бруни является тема человеческого одиночества и памяти, варьируемая в мотивах ожидания, мечты, несвершившейся встречи, расставания. Она пронизывает такие трагически звучащие произведения, как картины «Объятие» и «Зимние цветы», скульптура «Отъезд (Расставание)», литографии «Решился позвонить (В телефонной будке)», «Турецкий полумесяц».
Почти всегда мастер отталкивается от натурных мотивов, с легкостью преображая обыденные житейские сюжеты в философские и поэтические высказывания. В его лирических работах красноречивы одинокие цветы и предметы обстановки, еще недавно населенной людьми, равно как складки ткани, подобно античным или «сиенским», складывающиеся в причудливый орнамент («Орхидея», «Натюрморт с телефоном», «Моя кровать», „Исповедальная комната“, «Кушетка Фрейда», «Блузон»). Так Бруни, словно вторя старым мастерам, одушевляет мертвую натуру, хранящую зримые следы жизни человека, даже доносящую тепло его дыхания.
В то же время художник жестко, с большой долей иронии, при этом не навязывая зрителю своего мнения, способен затронуть злободневные социальные темы, например, показать пустоту и холодность таких пластов общества, как итальянская мафия. Именно такой авторский месседж несут покинутые своим обладателем, словно испарившимся либо превратившимся в невидимку, пальто, пиджак и шляпа в полотне «Il Padrino» («Крестный отец»).
Жанр натюрморта не менее близок Бруни, чем тематическая картина. С удивительным изяществом и тонким лиризмом он передает «тихую жизнь» срезанных и увядающих цветов, засохших листьев либо оставленных на вешалке одежд, брошенных перчаток, которые испещрены «говорящими» складками. В Москве из работ этого ряда показаны «Амариллисы», «Осень», «Ирис Германика», «Ангельский цветок», «Скоро вернусь».
Виртуозно владеющий всеми тонкостями линейного рисунка и светотени, Бруни зарекомендовал себя и в жанре графического портрета.
Управление информации РАХ






версия для печати