Выставка «Мелодии земли Русской. Живопись Николая Ромадина (1903-1987)» в МВК РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Сроки проведения: 31.08.2004 - 19.09.2004
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)

Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения замечательного художника и является большим событием в культурной жизни столицы. В составе ретроспективной экспозиции – произведения из Государственной Третьяковской галереи, из коллекции семьи художника: сына, народного художника РФ Михаила Николаевича Ромадина и дочери, Нины Николаевны Ромадиной, многие из которых ранее не экспонировались. Как любимые книги классиков, читанные не раз, картины Николая Ромадина открываются нам каждый раз по-новому, пробуждают самые сокровенные чувства, рождают ответное душевное движение. И чем дальше уходит время, тем ценнее и значительнее предстает перед нами искусство большого мастера. Родился Н. Ромадин в 1903 г. в Самаре в семье железнодорожного рабочего. В 1922 г., закончив самарский художественный техникум, приехал в Москву и поступил во ВХУТЕМАС на живописный факультет, который окончил в 1929 г. В годы ученичества он постигал тайны мастерства, копируя в Эрмитаже работы малых голландцев, произведения великого А. Иванова.
С начала 30-х годов Н. Ромадин начинает активно участвовать в художественных выставках. В 1940 г. состоялась первая памятная для художника персональная выставка, на которой присутствовал М. В. Нестеров, встреча с которым оказала решающее воздействие на творческую судьбу молодого живописца. Именно с этого времени Н. Ромадин утвердился в своем решении всецело посвятить себя пейзажной живописи. «Главная моя задача в жизни – это пейзажи моей горячо любимой Родины, которую я изучаю во всех многочисленных поездках по стране». В годы Великой Отечественной войны Н. Ромадин работал над знаменитым циклом «Волга-русская река», состоящим из 12 полотен, 11 из которых приобретены Государственной Третьяковской галереей. Первая большая послевоенная картина - «Керженец», которую можно считать этапной в творчестве художника и одной из любимых автором. Художник так мастерски сумел передать состояние природы в пору весеннего половодья, что бытовой мотив плывущей лодки с двумя рыбаками претворяется в поэтическое откровение. В начале 1950-х годов Н. Ромадин создал замечательную серию «Времена года» под несомненным влиянием музыки П. И. Чайковского и картин Клода Лорена, которая отличается философско-поэтическим осмыслением избранных сюжетов, тонко наблюденными деталями, музыкальностью ритмов. Этот цикл был выполнен для библиотеки в новом здании Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Николай Ромадин, как никто другой, видит и передает в своих картинах волшебство, которое творит в природе свет. Поражает способность художника сообщать художественному образу оттенок сказочности, таинственности, а порой кажется, что и мистики, при этом не лишая его правдивости. Иногда, глядя на такие картины как «Река Царевна» кажется, что погружаешься в мир светлой легенды. Ромадинское мировосприятие, поэтическое чувствование жизни природы близки есенинской поэзии. Цикл картин, навеянных стихами поэта-лирика, представляет особый интерес и восхищает удивительной близостью и созвучностью поэзии Есенина. Особое место в творчестве художника заняли картины, в которых слиты воедино пейзаж и интерьер. Бесконечно протяженный мир за окном и обжитой кров человека – это сопоставление рождает различные переживания, размышления и ассоциации. Глубокая эмоциональность – одно из характерных качеств искусства Н. Ромадина. Его пейзажи то ликующе радостны, то взволнованно тревожны, то исполнены светлой грусти.
Свой шедевр - «Золотую речку» художник замыслил в 50-х годах, а завершил в 70-х, почти два десятилетия понадобилось, чтобы создать картину, когда дух захватывает от созерцания невероятного света, который, преломляясь в прозрачной воде, превратил камешки на дне реки в золотые самородки. Художник любил изображать дорогу. «Дорогу я могу писать бесконечно», - за этим признанием таится нечто большее, чем только любовь к природе: личность художника здесь незримо присутствует. Он – путник, кому дано познать ни с чем не сравнимое изменчивое чувство дороги. Восторженно воспринимал искусство Н. Ромадина Константин Паустовский. «От этих картин можно озябнуть на ветру, вдыхать всей грудью весенний речной холодок, промокать насквозь от дождя, услышать запах перегретой хвои», - писал он в своем очерке о творчестве Н. Ромадина. Жизнь природы, воплощенная в красках, в единении с трепетным чувством составляют прекрасную особенность, суть ромадинского искусства. На выставке представлен редкий документ: фотография И.Левитана 1896 года., подаренная М.Нестерову с надписью: «Храните ее, а потом, когда сочтете нужным, предайте ее дальше молодому художнику, который с честью может продолжить эту линию». М.Нестеров подарил фотографию. Н.Ромадину. Николай Михайлович Ромадин внес свой, особый вклад в сокровищницу не только отечественной, но и мировой художественной культуры. Его произведения являются собственностью крупнейших музеев – Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, более 50 музеев Российской Федерации, художественных галерей, частных и корпоративных коллекций как у нас в стране, так и за рубежом. «Искусство – это чувствование, и через это чувствование оно и роднит всех людей, становится всем необходимым», - эти слова можно считать творческим кредо художника.

Управление информации и рекламы РАХ







версия для печати