К 15-летию открытия мемориала Победы на Поклонной горе

 



С сайта www.tsereteli.ru

65-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ

За 15 лет своего существования мемориал Победы на Поклонной горе в Москве стал еще одной традиционной площадкой для встреч ветеранов, а также молодежи, одним из главных мест поклонения памяти героев, завоевавших Великую Победу в самой кровопролитной в истории человечества Великой Отечественной войне.
9 мая 1995 года, в дни празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в присутствии глав стран-победителей и высоких гостей был торжественно открыт мемориальный комплекс на Поклонной горе.
Памятник и Парк Победы на Поклонной горе начали проектироваться еще до окончания войны, были утверждены несколько проектов, но по разным причинам они не были реализованы. Молодое государство Российская Федерация возобновило строительство долгожданного памятника в сложное время перемен (1992 год). Для завершения работ необходимо было не только закончить возведение здания музея по проекту А.Т.Полянского, скоропостижно скончавшегося, но и воздвигнуть главный монумент. Реализация этой сложнейшей творческой задачи была поручена известному скульптору-монументалисту, в то время вице-президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели, который был назначен художественным руководителем проекта. Создание мемориала во многом осуществилось благодаря решительности и энергии мэра Москвы Ю.М.Лужкова, а также совместным усилиям организаций Стройкомплекса Москвы.
Ансамбль мемориала занимает территорию 20 га в Парке Победы площадью 135 га. Центральная аллея «Годы войны», следующая под углом к Кутузовскому проспекту, состоит из пяти террас, символизирующих пять лет войны. Над пятью водными поверхностями возведено 1418 фонтанов — столько дней продолжалась война и лилась кровь.


Центральная аллея ведет к круглой Площади Победителей. Здесь установлен Главный монумент Победы - величественный трехгранный обелиск (архитекторы – академик РАХ Л.Вавакин, В.Будаев, скульптор З.Церетели) высотой 141,8 м. Это число также символизирует 1418 дней войны. Бронзовая горельефная облицовка обелиска рассказывает о событиях военных лет. У подножия располагается статуя Святого Великомученика Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона, символизирующего фашизм. Венчают композицию фигура крылатой богини победы — Ники и ангелы, трубящие в золотые трубы о триумфе русского оружия. В композицию входят устремленные в небо с торцов колоннады музея конные статуи богинь Славы (скульптор З.К.Церетели).


Западные рубежи Парка Победы охраняет монумент Защитникам Родины, изображающий трех воинов различных поколений (древнерусский рыцарь, солдат периода Отечественной войны 1812 года и солдат-победитель 1941-1945 годов), воздвигнутый в 1995 году (скульптор – академик-секретарь отделения скульптуры Российской академии художеств Анатолий Бичуков).


Завершает Площадь Победителей белокаменное здание музея (арх. д.ч. АХ А.Т.Полянский) с куполом и полукруглой колоннадой, в виде галереи с пилонами-знаменами.



Художественное решение оформления фасада и интерьеров Музея Великой Отечественной войны (56000 кв.метров) выполнено под руководством президента Российской академии художеств З.К.Церетели.
В музее два главных зала – Памяти и Славы. Из обширного холла в зал Славы ведет центральная лестница, ступени которой увиты бронзовой георгиевской лентой в честь Победителей. Распашные парадные двери зала Славы (З.К.Церетели) состоят из 8 квадратных вставок-медальонов с военными сюжетами, выполненных в технике литья в бронзе. Грандиозный витраж «Салют Победы» (З.К.Церетели) завершает парадную композицию. В зале Славы установлены 72 мраморные книги, на которых увековечены имена 11695 человек 68 национальностей, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, и 16 рельефов с гербами городов-героев (З.К.Церетели), а также скульптура «Солдат-победитель», созданная киевским скульптором В.Знобой. Купол в центре зала увенчан уникальным изображением высшего военного ордена "Победа" (З.К.Церетели).
Об истории Великой Отечественной войны рассказывают также Гвардейские залы и шесть диорам. Экспозиции диорамных залов посвящены крупнейшим событиям этой войны: контрнаступлению под Москвой, жизни блокадного Ленинграда, форсированию Днепра, битве под Сталинградом, битве на Курской дуге, штурму Берлина. Внутренняя организация музейного пространства символична.
В зал Памяти, где установлена скульптура «Скорбящая мать» (Л.Е.Кербель), ведет «Аллея слез» (З.К.Церетели). Тут же хранятся Книги памяти с именами погибших за Родину.
В мемориальный комплекс включены также религиозные центры: православный храм св. Георгия Победоносца (скульптурное убранство выполнено З.К.Церетели), мечеть и синагога, как свидетельство духовного единства разных народов, которые издавна жили вместе, а в Великой Отечественной войне вместе победили общего врага единой Родины.


За Музеем Великой Отечественной войны установлен мемориал «Трагедия народов»(З.К.Церетели), на памятных плитах которого на 16 языках написано «Да будет память о них священна, да сохранится она в веках».



К 60-летию Победы в Москве на Поклонной горе 9 мая 2005 года открылся памятник-ансамбль, увековечивающий выдающиеся заслуги десяти фронтов и трех флотов, а также партизан, подпольщиков и тружеников тыла, участвовавших на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Авторы памятника – народный художник России, президент Российской академии художеств З.К.Церетели и академик- секретарь отделения архитектуры Российской академии художеств, народный архитектор России М.М.Посохин.
Памятник представляет собой колоннаду из 15 памятных стел, установленных в последовательности и порядке, соответствующем размещению фронтов, флотов и воинских объединений на параде Победы 1945 года.


Высота каждой стелы 9 метров. На 2-х метровом гранитном основании установлена колонна, обвитая георгиевской лентой и увенчанная торжественной композицией из флагов. На основании установлен круглый тематический рельеф, выполненный в технике литья в бронзе, посвященный подвигам и победам каждого воинского объединения. Среди них - стелы Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го,-1-го Белорусских фронтов, 1-го, 4-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов, Северного, Балтийского и Черноморского флотов, а также стелы в честь партизан, подпольщиков и тружеников тыла.
Мемориалы воинской славы есть по всей стране, включая маленькие городки и районные центры, но особый статус Памятника Победы на Поклонной горе подчеркивается и зажжением от Вечного огня на Могиле Неизвестного солдата в Александровском саду второго в столице Огня памяти и славы к 65 годовщине Победы. С этого времени в дни государственных праздников и в Дни Воинской славы у Огня памяти и славы будет выставляться пост из курсантов военных училищ столицы.
Справка. Памятник и Парк Победы начали проектироваться еще до окончания войны. В 1957 году было определено место для будущего мемориала — Поклонная гора. Веками по Поклонной горе проходил главный путь из Европы в древнюю столицу России. Православные останавливались на этом месте и по традиции «отдавали поклон» церквам и монастырям Москвы. На этом месте М.И. Кутузов решил судьбу города. Здесь Наполеон напрасно дожидался ключей от Москвы. Отсюда в 1941 году по Можайскому шоссе уходили на запад советские войска. В 1958 году прошел открытый всесоюзный конкурс на лучший проект мемориала, однако его результаты не были воплощены в жизнь. В 1961 году был заложен Парк Победы, а в начале 1980-х были начаты земляные работы, прокладка коммуникаций, дорог. В 1985 году был утвержден проект мемориала, работу над которым на протяжении многих лет вел коллектив под руководством архитектора, д.ч. АХ СССР А.Т.Полянского. По этому проекту предполагалось воздвигнуть дворец Победы с залами Славы и Памяти — музей Великой Отечественной войны, развернутый главным фасадом на восток, к центру Москвы. Проект центрального обелиска, первоначально задуманный президентом АХ СССР скульптором Н.Томским в виде Красного знамени, после его смерти был переработан коллективом его учеников и трансформировался в памятник, где на высоком пьедестале поднимались солдаты под победным Красным знаменем с образом Ленина. Строительство велось крупнейшими московскими строительными организациями. Необходимо было не только закончить возведение здания музея, но и воздвигнуть главный монумент. Автора проекта архитектора А.Т.Полянского к этому времени уже не было в живых. Поэтому реализация этой сложнейшей творческой задачи была поручена известному скульптору-монументалисту, в то время вице-президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели. Он был назначен художественным руководителем проекта.
Для иллюстраций использован фотоматериал с сайта
http://moscowparks.narod.ru/victpark.

С благодарностью, пресс-служба сайта www.tsereteli.ru


Возврат к списку

версия для печати