1864 - 1878

 

1864. Январь. Вольнослушателем в Академию художеств принят И.Е. Репин. Сентябрь. Репин зачислен учеником Академии. "Ко дню празднования" в связи со столетием дарования "Привилегии и Устава" Екатериной II вышел в свет первый том (второй - в 1866 г.) ценнейшего издания "Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования, изданный под редакцией П.Н. Петрова и с его примечаниями". Оба тома публикуют архивные материалы.

1865. На годичной художественной выставке в Академии впервые экспонировались работы членов С.-Петербургской артели художников. То же имело место и в 1867-70 гг.

1866. Академия художеств взяла на себя организацию Художественного отдела на Всемирной выставке в Париже весной 1867 года. Предварительно в конце 1866 года произведения экспонировались в Петербурге. Отбирались они в дворцовых и академических собраниях, а также в частных коллекциях П.М. Третьякова, К.С. Солдатенкова и др. В Париже были представлены ведущие современные художники, преобладали реалисты Ге, Перов, Шварц и др.

Впоследствии Академия художеств организовала Художественные отделы на Всемирных и Международных выставках (в Лондоне - 1872 г., Вене - 1873 г., Париже - 1878 г., и т.д.).

1868. "Товарищем президента" (при президенте вел. княгине Марии Николаевне) стал великий князь Владимир Александрович, обладавший большой полнотой власти. С 1876 по 1909 г. занимал пост президента.

1869. В качестве вольнослушателя принят в Академию В.И. Суриков. В 1870 г. переведен в число "действительных слушателей". В 1875 году окончил Академию художеств. 1893 - действительный член пореформенной Академии, с 1895 - академик.

1870. Сентябрь. В.Г. Перову (академик с 1866 г.) присвоено звание профессора "за искусство и отличные познания в живописи портретной и народных сцен".
Великий князь Владимир Александрович, увидев этюды, привезенные учеником Академии Репиным из поездки по Волге, заказал ему картину "Бурлаки на Волге". В 1873 г. приобрел ее у автора.

1871. Конкурс на Большую золотую медаль для оканчивающих Академию художеств. Пять человек (случай редчайший) получили награды за картину "Воскрешение дочери Иаира". Среди них - самые талантливые, впоследствии удостоенные звания академика в 1876 г., Репин и Поленов. Оба - профессоры с 1892 г., действительные члены Академии с 1893.

1871. 29 ноября. В залах Академии открылась Первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Это первое, независимое от Академии, объединение художников-реалистов Петербурга и Москвы. Абсолютное большинство из них были воспитанниками Академии (Крамской, Ге, Мясоедов, Шишкин, Репин, Суриков, Поленов и др.).

Великий князь Владимир Александрович, стремившийся соединить "во славу России" академические и передвижные выставки, разрешил передвижникам экспонировать свои произведения в Академии. Состоялось четыре выставки. После того как передвижники отвергли объединение, им отказали в академических помещениях.

1872. Приглашен адъюнкт-профессором в классы "гипсовых голов" (т.е. рисования с гипсов) и натурный этюдный П.П. Чистяков, выдающийся педагог, творчески развивший лучшие традиции академической школы. Помимо занятий в Академии, он давал уроки у себя в мастерской. Его считали своим учителем Репин, Васнецов, Суриков, Серов, Врубель, Рябушкин и др. Чистяков - академик с 1870 г., профессор с 1892 г., действительный член Академии художеств с 1893 г.

"При Академии созданы "Бесплатные воскресные классы рисования для народа" Проведен конкурс "по рисованию и черчению в средних и низших классах учебных заведений Министерства народного образования". С 1872 по 1913 год прошло более 30 конкурсов.

1874. 30 апреля. Совет Академии художеств за "Туркестанскую серию" картин присудил баталисту и пейзажисту В.В. Верещагину высшее для художника в то время звание профессора. Верещагин публично отказался от звания.

24 декабря. Утвержден устав "Общества выставок художественных произведений", тесно связанного с Академией художеств.

1876. Первая выставка "Общества выставок художественных произведений". Сравнение существующих почти одновременно выставок передвижников и членов "Общества..." было, по мнению современников, не в пользу последних. В 1884 г. "Общество..." прекратило существование.

1877. Совет Академии обсуждал проект охраны памятников древнего зодчества. Инициатива принадлежала архитектурному отделению. В 1870-80-е годы было организовано несколько экспедиций с целью "собирания и сохранения в точных воспроизведениях древней художественной старины". Велики заслуги Л. Даля, А. Павлинова и В. Суслова.

1878. Открытие класса декорационной живописи по инициативе и на средства театрального художника М. Шишкова, академика с 1869 г., профессора с 1884 г.






версия для печати