1817 - 1842

 

1817. 21 апреля. "Высочайшим указом" президентом Академии назначен А.Н. Оленин, историк, археолог, автор многих трудов по искусству и истории Академии, один из образованнейших людей своего времени, занимавший пост президента до 1843 года. При нем здание Академии, спустя восемьдесят лет после начала строительства, было достроено и реконструировано в соответствии с требованиями учебного процесса. При Оленине получила художественное оформление набережная у Академии, где у гранитной пристани установили по проекту К.А. Тона двух сфинксов, вывезенных из Египта.

1817. Принят в Академию Александр Иванов, сын и ученик профессора А.И. Иванова, ученик Егорова и Шебуева, будущий автор картины "Явление Христа народу".

1822. Назначение комиссии по исправлению первоначального проекта Исаакиевского собора, разработанного О. Монферраном, в которую вошли академик архитектор В. Стасов, выученик Академии архитектор А. Мельников и другие.

1824. Сентябрь. Первое появление на академической выставке шести картин из крестьянской жизни А.Г. Венецианова, названных в прессе "лучшими произведениями живописи по чрезвычайной простоте и особенному русскому выражению".

1828. Вице-президентом Академии назначен скульптор граф Ф.П. Толстой, ученик И. Прокофьева, с 1842 - профессор. Почетный член парижской Академии живописи и скульптуры. Автор известной в Европе серии медальонов в память о событиях Отечественной войны 1812 года.

1829. 9 февраля. Академия переходит в ведение министерства Императорского двора.

1830. Вводится новый академический штат и делаются "прибавления к установлениям Академии художеств", направленные на дальнейшее превращение Академии в высшее специальное учебное заведение. Для приема назначен 14-летний возраст. Поступающий должен хорошо читать и писать по-русски и по-французски, знать математику, хорошо рисовать человеческую фигуру хотя бы с гравюр и рисунков, чертить ордера архитектуры.

21 сентября. На выставке в Академии вместе с картинами Венецианова экспонировались картины его учеников, удостоенные золотых и серебряных медалей.

1831. Академический Совет приобретает картину А. Егорова "Истязание Спасителя в темнице" как "классическую" по своим достоинствам.

1836. 15 июня. В стенах Академии состоялось торжество в честь возвращения из Италии К. Брюллова, автора романтической картины "Последний день Помпеи", появление которой получило широкий резонанс за рубежом и в России. Празднование сопровождалось речами, хором учеников, парадным обедом, а также учреждением капитала "для воспомоществования вдовам и сиротам бедных художников".

На академической выставке экспонировались статуи выпускников: "Парень, играющий в бабки" Н. Пименова и "Парень, играющий в свайку" А. Логановского, замеченные Пушкиным, сказавшим, что "наконец и скульптура на Руси явилась народною". Поэт посвятил им известные четверостишия.

Начал преподавать в Академии К. Брюллов, ученик А. Егорова и А. Иванова, профессор, член миланской и пармской Академий и Академии св. Луки в Риме.

Получил звание профессора живописец Ф.А. Бруни, академик, автор романтического полотна "Медный змий". Преподавал в 1836-1838 и 1846-1871 гг. Почетный член болонской и миланской Академии и Академии св.Луки в Риме, профессор флорентийской Академи.

1838. Празднование в честь окончания профессором Шебуевым монументальной работы "Тайная Вечеря", предназначенной для Исаакиевского собора.

1840. Упразднение Воспитательного училища. "Желающие обучаться художествам" имели право посещать художественные классы как "вольноприходящие". Академия становится учебным заведением открытого типа.

1842. Совет поручает Н. Пименову и А. Логановскому исполнение ряда скульптур для Исаакиевского собора в Петербурге.






версия для печати