Члены РАХ – участники ежегодного выставочного проекта «Свояси» в Москве

 

Другие выставочные залы


Даты проведения: 20 апреля – 28 мая 2024
Место проведения: Всероссийский музей декоративного искусства (Москва, ул. Делегатская, д. 3).

Первая ежегодная выставка «Свояси» была посвящена анализу фольклора, обрядов и традиций как отправной точки для распознавания этого кода. Вторая выставка анализирует язык орнамента и славянскую вязь как знаковую систему и ключевой элемент культурной ДНК. В ней свои произведения представят 60 авторов - художников, дизайнеров, мастеров декоративно-прикладного искусства - из разных городов России: от Калининграда до Красноярска, от Санкт-Петербурга до Краснодара. Среди участников проекта - академики Российской академии художеств Антон Стекольщиков и Петр Стронский, почётный член РАХ Андрей Очнев.
Каждый художник поделится своим видением, результатами размышлений на насущные темы современности, а главное своим опытом обращения к традиции и переживания связи поколений. Основной идеей экспозиции является рассуждение о том, что человек, будучи существом биологическим, социальным и культурным, опосредует свое мировосприятие знаками и символами.
Орнамент является наиболее древней знаковой системой человечества и изначально имел сакральное значение, определяя границы поля культуры, отделяя природное от социального, в силу чего выполнял защитную функцию оберега. Орнамент был главным носителем информации о верованиях, мироустройстве, жизненном опыте, которую наши предки зашифровывали в узорах и символических обозначениях. Этот язык был доступен каждому. Его можно было прочесть как книгу. А рассказать он мог намного больше, чем текст, так как воздействовал на все системы восприятия. Он передавал смыслы на сенсорном, когнитивном, эмоциональном, эстетическом и ценностно-духовном уровне. Орнамент повсеместно сопровождал человека на протяжении всей его жизни. Умение «расшифровать» его позволяет получить не только представление о конкретной исторической эпохе, территории, обычаях и культуре, но и почувствовать ритм жизни, узнать о самых значимых моментах жизни отдельного человека, о его надеждах и чаяниях.
Таким образом орнамент является универсальным носителем ключевой информации. И для современного человека в соответствии с актуальными потребностями культуры выполняет ту же функцию, видоизменяя форму и наполнение. Особенностью появившейся позднее славянской письменности стало сохранение преемственности этой функции орнамента. Декоративность славянской вязи также является «способом переживания человеком сверхчувственных смыслов». Наряду с содержанием она сообщает отношение автора к тексту через форму и ритм знакового выражения. Вязь приобретает особую актуальность в современном изобразительном искусстве, интерьерном и предметном дизайне как средство выражения скрытых смыслов, как способ программирования реальности, «запечатывания» и «считывания» духовных посланий. Предметы приобретают символическую ценность, становясь новым «оберегом» в современном информационно перенасыщенном поле деятельности человека.
Общий сюжет экспозиции развернется перед зрителем как своеобразная спираль от архаичных образов древности до символов современного информационного общества.

Кураторы проекта: Юстицкая Наталия, Казновская Лиана, и Любимова Дарья.






версия для печати