Выставка «100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…» в Санкт-Петербурге

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Даты проведения: 28 марта – 28 апреля 2024 года.
Место проведения: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств (Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17).

Выставочный проект посвящен творческой и педагогической биографии блестящего мастера отечественной графики второй половины ХХ века, народного художника РСФСР и действительного члена Российской академии художеств Владимира Александровича Ветрогонского (1923-2002), и приурочен к столетию со дня его рождения.
В Тициановском зале представлены произведения автора, иллюстрирующие его путь в искусстве, начиная с дипломной работы и до последних лет жизни. В Рафаэлевском зале экспонируются работы учеников Владимира Александровича, которые стали продолжением творческой жизни мастера.
Основную линию экспозиции составила, пожалуй, самая значительная тема, которая интересовала Владимира Ветрогонского на протяжении нескольких десятилетий, — тема заводов и масштабных строек, проникнутая духом индустриального романтизма. Художник создает большие серии литографий и линогравюр, работа над которыми продолжалась часто на протяжении нескольких лет. Самая первая крупная серия — «Заводские будни», за которую автор получил звание кандидата искусствоведения в 1955 году и золотую медаль Союза художников СССР, становится своеобразной визитной карточкой художника. В экспозиции представлены листы из этой серии. В их числе работы «Сталь пошла», «Ночь. Огни завода», «На заводских путях».
Шестидесятые годы — время подлинного расцвета творчества Ветрогонского. В 1961 году была закончена серия линогравюр «Северная Магнитка», посвященная крупнейшему в стране Череповецкому металлургическому заводу. Затем появляются серии «Кириши», «На Псковщине», «На дорогах», «Река работает».
Со временем язык художника меняется от некоторой репортажности к поэтическому преображению, обретая с годами большую свободу, широту, раскованность. В серии «Волго-Балт» поэтическая линия мастера проявляется более отчетливо — это увлекательный рассказ о путешествиях, проникнутый тонкой лирикой русской природы. При работе над этой серией художник обращается к технике акварели, создавая тонкий лирический мир пейзажей, портретов и жанровых композиций. В некоторых листах художник достигает такой степени обобщения, что, казалось бы, ничем не примечательный сюжет приобретает глубокое философское звучание.
Особое место в творчестве Владимира Ветрогонского занимают серии, созданные во время зарубежных поездок, — сотни рисунков пером, тушью, акварелью отражали впечатления художника от встречи с другими странами и культурами.
Большую ценность для понимания мироощущения и творческого кредо Владимира Александровича имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. Записи, фиксация событий, цитаты, иногда вырезки из статей или целые письма перемежаются в них с легкими мгновенными зарисовками карандашом, фломастером, акварелью. Рассматривая дневники, можно понять вектор интересов художника и увидеть рождение замысла последующих его творческих работ. В формате дневниковых записей он мог позволить себе открытость, безграничную свободу, непосредственность, временами юмор.
Экспозиция Рафаэлевского зала демонстрирует дипломные и творческие работы его учеников, которые активно занимаются педагогической деятельностью в художественных вузах Петербурга. Ровно пятьдесят лет Владимир Александрович Ветрогонский преподавал на графическом факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. Он говорил: «Ощутить пульс современности — вот чему я стараюсь научить молодых. Я не за холодное академическое мастерство. Овладение грамотой необходимо, но это лишь первая ступень». Многие годы он инициировал и проводил ежегодные студенческие практики в Череповце, Киришах, в Пушкинских Горах, в поездках по Волго-Балту и выставки учебных работ. Он искренне ценил в каждом творческую индивидуальность, радовался успехам каждого студента. «Ученики, - говорил Ветрогонский - это моя молодость, им я обязан тем, что всегда должен быть в форме». В экспозиции представлены работы Александра Федоровича Кабанина, Клима Ли, Александра Александровича Федорова и других учеников художника.
Текст составлен на основе пресс-релиза музея. Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати