Новая сценографическая работа В.А.Арефьева в Театре им. Маяковского

 

28 октября 2023 года в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского состоялся премьерный показ спектакля «Лес» по пьесе А.Н. Островского, сценографом которого стал академик Российской академии художеств Владимир Анатольевич Арефьев.
В соавторстве с режиссером Егором Перегудовым Владимир Арефьев работает как художник-постановщик уже около десяти лет. Их совместные постановки, среди которых – «Человек из ресторана» по И.Шмелеву (2015) и «Дон Жуан» Ж.-Б.Мольера (2018) в Театре «Сатирикон», «Месяц в деревне» И.Тургенева (2020) и «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (2022) в МХТ им. А.П.Чехова, «Опасные связи» по Шодерло де Лакло в Театре «Мастерская П.Фоменко» (2022), «Любовь по Маркесу» по произведениям Г.Маркеса в Театре имени Владимира Маяковского, пользуются творческим вниманием специалистов и критиков, а также успехом у зрителей. В 2022 году В.А.Арефьев стал главным художником Театра им. Владимира Маяковского, художественным руководителем которого незадолго до того был назначен Е.Перегудов.
За 150 лет со времени первой постановки пьеса «Лес» выдержала сотни театральных воплощений в лучших театрах страны. Естественно, нынешним постановщикам захотелось как-то обновить, осовременить и основные идеи литературного произведения. Заставить взглянуть на ситуации другими глазами. Лес в спектакле где-то там, за рекой, в кинопроекции на сценическом заднике. А по всей сцене – вода. Начинается постановка очень красивой сценой – рыбаки на деревянных мостках черным силуэтом на фоне рассветного неба. А затем герои спектакля встречаются друг с другом, плавая на больших связанных бревнах или бросая перед собой тонкие щиты из сбитых досок, не защищающие от промокания ног, а только обозначающие новые подвижки в сюжете. Жизнь такая смутная, нескладная, грешная, трудно не погрязнуть в этой мокрой мути, в этой жидкой «лесной» дремучести, где основное мерило –деньги и собственные удовольствия. Только двум бедным актерам Аркадию Счастливцеву и Геннадию Несчастливцеву со своими творческими мечтами и душевной человеческой самоотдачей удается сохранить себя.
Первое действие спектакля (первые два действия по пьесе) обставлено большим количеством слишком прямолинейных внешних фарсовых мизансценических «развлекалок», включая акробатические трюки и другие «завитушки». Во втором действии (третье, четвертое по пьесе) все встает на свои психологически оправданные места, наконец становится видна игра актеров, более проникновенно выглядит идейная и изобразительная задумка постановщиков. В слякотной дремучей жиже повседневности, не освященной добрыми помыслами – жизнь тупа и неестественна. Лучшим людям нужно выплыть на волю, на чистую глубину, сохранив честь, достоинство и милосердие. Вклад художника – постановщика в это итоговое впечатление весьма значителен.
Отделение театрально- и кинодекорационного искусства РАХ






версия для печати