Выставка «Алексей Белых с Надеждой и Любовью» в Костроме

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 6 октября – 5 ноября 2023 года
Место экспонирования: Романовский музей (г. Кострома, просп. Мира, д. 5)

Романовский музей представляет выставку в рамках проекта «Россия. Родина. Семья», приуроченную к 100-летию народного художника РСФСР, почётного члена Российской академии художеств Алексея Павловича Белых (1923-2017). В экспозицию входят более 100 живописных произведений мастера, его супруги, заслуженного художника РФ Надежды Александровны Белых и их дочери, члена-корреспондента РАХ Любови Алексеевны Белых, из фондов Костромского музея-заповедника, а также из коллекции семьи.
В истории искусства ХХ столетия живопись Алексея Белых относится к «суровому стилю» – поколения шестидесятников, которые внесли существенные изменения в художественных направлениях послевоенного времени. Именно в Костроме появились его известные жанровые работы – воспевающие жизнь обычных советских граждан: например, масштабное полотно «Лесоруб». Мастер тонко чувствовал как красоту природы среднерусской полосы, так и памятников архитектуры города. Ряд полотен создан и во время зарубежных поездок: «Венеция. Мост вздохов», «Рим. Арка Константина», «Пиза. Падающая башня». Часто героями его картин становились члены семьи: супруга Надежда Александровна, дочери Любовь и Вера; также представлены и автопортреты. Работы мастера вошли в коллекции крупнейших российских музеев, часть произведений находится в Музее русского импрессионизма штата Аризона (США).
Один из разделов экспозиции посвящён творчеству заслуженного художника РСФСР Надежды Белых, супруги и ученицы Алексея Павловича. Живописец обладает лиричным, тонким и эмоциональным даром. Ее полотна буквально насыщены светом, чистотой и нравственным началом. Дети и родной город – главные темы в творчестве мастера. Дочери Вера и Любовь стали героинями большинства жанровых работ: «Девочка за роялем», «Верочка с матрешкой», «Девочка в голубом». Полотна наполнены особым тёплым колоритом, тонкими эмоциональными оттенками. Излюбленным жанром автора стал натюрморт: «Яблочный спас», «Старые самовары», «Красной кистью рябина зажглась».
В соседнем зале представлены произведения дочери Алексея Павловича и Надежды Александровны – члена-корреспондента Российской академии художеств Любови Белых. Основным в её творчестве стал мотив детства; сюжеты из жизни и игры заполняют пространство её картин. Моделями для произведений становятся так же члены семьи. Например, на многих полотнах изображена племянница художника – Ксения: «Тридцать первое декабря», «Ксения с гитарой». Детский портрет сделал художницу известной не только в России, но и Европе. Мы можем также увидеть и ранние ученические работы Любови Алексеевны, показывающие развитие творческого пути автора.
Алексея Белых можно назвать классиком, выдающимся живописцем нашего времени, одним из немногих мастеров, благодаря которым советское изобразительное искусство стало широко известно за рубежом. Он родился в 1923 году в семье мастера краснодеревщика Павла Петровича Белых в деревне Крутец, Колпнянского района, Орловской области – Алексей был пятым ребенком в многодетной семье. В 1952 году он поступил в художественный институт имени В. И. Сурикова, где занимался у профессора В.Г. Цыплакова. Закончив обучение, Алексей Павлович попал по распределению в Кострому, и город на Волге совершенно очаровал молодого преподавателя. Именно в этом городе он встретил свою будущую супругу Надежду Соколову, у них родились дочери Вера и Любовь, – так появилась семья художников Белых. Их дочери выбрали для себя творческую стезю. Старшая дочь Вера получила среднее музыкальное образование и высшее философское, а в возрасте 30 лет начала заниматься живописью. Младшая дочь в 1974 году успешно сдала экзамен в Московскую среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова, затем окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Любовь Алексеевна часто работала вместе с отцом на знаменитой Академической даче СХ России под Вышним Волочком. А с мамой - в посёлке Кадый Костромской области, где жили родители Надежды Александровны. Все без исключения работы династии художников Белых отмечены особой изобразительной эстетикой, несут в себе признаки высокого вкуса и профессионализма их авторов.

На основе пресс-релиза






версия для печати