Выставка графики Михаила Верхоланцева «Линия – это всё!» в Рязани

 

Другие выставочные залы


Даты экспонирования: 6 октября – 12 ноября 2023 г.
Место экспонирования: Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина (Рязань, ул. Свободы, д.57)
Российская академия художеств и Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина представляют выставку произведений академика РАХ Михаила Михайловича Верхоланцева, приуроченную к его 85-летию. В экспозицию вошло около шестидесяти произведений - все они принадлежат старому другу М. М. Верхоланцева, известному московскому собирателю печатной графики В. Г. Беликову. Представление о мастере как ксилографе дополняют несколько произведений в других техниках – литографии и акварели.
Авторское название выставки – страстное восклицание: «Линия – это всё!» Действительно, несмотря на программную обращённость к прошлому, прежде всего, к капризному и изысканному искусству европейского маньеризма XVI века, работы М. М. Верхоланцева менее всего холодная ретроспекция, столько в них огня, азарта, жадности к самому процессу гравирования. С юности художник влюблён в ксилографию (гравюру на дереве), многоумность замысла всегда соединена у него с безукоризненностью ремесла. Недаром свою творческую родословную он возводит к формшнайдерам или, иначе, резчикам деревянных форм – репродукционистам эпохи барокко. Рука об руку с владением приёмами ксилографии у М. М. Верхоланцева идёт знание её истории. Это семейное, ведь среди предков художника крупные знатоки и коллекционеры гравюры В. Н. и Н. В. Баснины. Сам М. М. Верхоланцев, говоря о своём искусстве, вспоминает десятки имён вдохновляющих его предшественников: от К. Йегера до В. Масютина, от Ч. Томпсона до Л. Кирхнера. Любая тема рассматривается художником сквозь призму культурной традиции, и выбор тем тоже подчёркнуто традиционен. Античный миф, Библия, поэзия, музыка. Зашифрованные символы, сложные аллегории складываются под резцом М. М. Верхоланцева в богатые декоративные композиции.
Многие из них выполнены в традиционном гравюрном жанре книжного знака или экслибриса. Происходя от герба владельца книги, эти миниатюры сохраняют право на условность, непрямую связь изображаемых элементов. М. М. Верхоланцев сочиняет их с видимым удовольствием, одновременно демонстрируя виртуозную технику торцовой ксилографии, муаровые переливы штриховки. Гораздо мужественнее, лапидарнее язык продольной ксилографии, которая режется на доске продольного распила (а не на её торце). Таковы более крупные листы книги художника «Добродетели и пороки». Книга стала заметной вехой творчества М. М. Верхоланцева последних лет, во время её создания к нему, по собственному признанию, «вернулся юношеский восторг». Одновременно это плод зрелых раздумий. Пороки многократно и очень эффектно воплощались в искусстве, но автор намеренно отдаёт приоритет добродетелям, стараясь изобразить их столь же убедительно и доказать, что «борьба добра и зла в душе всякого человека» не безнадёжна.
На основе пресс-релиза Музея






версия для печати