Расширенная экспозиция к 100-летию В.Н. Гаврилова (1923–1970) в ГТГ, подготовленная Н.А. Александровой

 

Заведующая отделом живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи, академик Российской академии художеств Наталия Александровна Александрова подготовила расширенную экспозицию к 100-летию со дня рождения художника Владимира Николаевича Гаврилова (1923–1970), которая будет открыта с 6 июня по 28 августа 2023 года в 28 зале Новой Третьяковки (Москва, Крымский вал, 10).
Владимир Гаврилов относится к поколению художников, детство которых пришлось на предвоенные годы, а становление — на годы войны. Впечатления военных лет нашли отражение в ряде полотен, написанных художником уже в мирное время. Среди них картина «За родную землю» (1959). В основе сюжета — проводы солдата на фронт. Произведение напоминает остановленный кадр из кинофильма. В стремлении создать собирательный образ защитников Родины Гаврилов пишет солдата подчеркнуто обобщенно, избегая конкретизирующих фигуру черт. Выбранный художником сдержанный колорит, лаконичная композиция и значительный масштаб придают полотну монументальное звучание. Середина 1950-х ознаменовалась работами, воплотившими образ и дух эпохи оттепели — как «Свежий день» (1958). Наполненная светом и воздухом картина передает восхищение художника жизнью и красотой, что стало созвучно настроению первого послевоенного десятилетия и принесло Гаврилову золотую медаль и диплом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене в 1959 году. Умение художника увидеть красоту в обыденности и уловить настроение времени проявилось и в жанровом полотне «Кафе. Осенний день» (1962), которое также стало одним из ярких символов оттепели.
Важнейшее место в творчестве Гаврилова занимала тема природы, которая была для него неиссякаемым источником художественных впечатлений. Обращение к природе родного края находило свое продолжение не только в пейзажах, которые художник предпочитал писать с натуры, но и в натюрмортах. В картине «Лесные колокольчики» (1965) в полной мере проявился талант Гаврилова как тонкого колориста. Третьяковская галерея продолжает пополнять свою коллекцию произведениями Владимира Гаврилова. Портрет «Мастер спорта СССР Елена Тяжелова» (1967), поступивший в собрание в 2019 году, впервые представлен широкой публике. Эффектный и динамичный образ спортсменки был написан в годы триумфа отечественной гимнастики на мировой спортивной арене. Гаврилов выбирает необычный ракурс и изображает фигуру Тяжеловой в черном трико на ярко-красном спортивном ковре. Контраст динамичной позы и плавной линии рук передает основные черты женской гимнастики как вида спорта, которому свойственна сила и выносливость, но вместе с ними грация и гибкость. Тонкий живописец с уникальным чувством цвета и пространства, Гаврилов работал в русле традиций московской художественной школы, был признанным мастером пейзажа и жанровой картины.
Пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи






версия для печати