Расширенная экспозиция произведений Бориса Неменского в Третьяковской галерее на Крымском Валу

 

Другие выставочные залы


Даты экспонирования: 20 декабря 2022 – 6 марта 2023.
Место экспонирования: 28 зал Государственной Третьяковской галереи (Москва, Крымский вал, 10).

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу представляет расширенную экспозицию произведений народного художника РСФСР, академика Российской академии художеств Бориса Михайловича Неменского, посвященную 100-летию выдающегося мастера.
Его творческий путь начался в тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда он, еще 19-летним юношей, был призван в действующую армию. Живописец вспоминает в интервью: «Тем же летом мои работы показали директору Студии военных художников имени М.Б. Грекова; он предложил мне поехать на фронт в качестве военного художника. Меня призвали, обмундировали, и в конце 1942 года состоялась моя первая командировка под Великие Луки». Неменский неоднократно оказывался в районах боевых действий, прошел всю войну и закончил наступлением от Одера до Берлина, был награжден боевыми медалями. Увиденное и пережитое навсегда осталось в памяти молодого живописца, легло в основу сюжетов его лучших произведений. По словам автора: «Фронтовые годы я провел не среди офицеров, а среди солдат. И их чувства и мысли мне оказались близки».
В экспозиции представлены самые известные произведения мастера, посвященные событиям того времени, среди которых «Мать», одна из первых картин написанных художником в 1945 году, после долгожданной победы. Б.М. Неменский считал, что это полотно есть выражение «великой благодарности к простым русским женщинам, согревшим нас материнской лаской, женщинам, чье горе и чьи заслуги перед Родиной не могут быть ни измерены, ни вознаграждены».
Два произведения, созданные художником в середине 1950-х годов – «Машенька» (1956) и «Земля опаленная» (1957) – пронизаны настроениями наступающей «оттепели». Душевное мужество и стойкость героев в условиях повседневной драмы войны, во фронтовых госпиталях и полевых окопах, во многом предвосхитили шедевры советского кинематографа. «На картине “Земля опаленная”…земля искромсанная, превращенная почти в лунную поверхность, рассеченная насквозь зияющей раной окопа, уже потерявшая и небо, и покрывавшую ее пашню... Лишь огоньки цигарок в руках солдат. ... Пядь родной земли... Замерло все...», – таков, по словам автора, сюжет одной из самых известных его работ.
Натюрморт «Память Смоленской земли» (1983) емко и лаконично выражает скорбь и память. Борис Михайлович объединил привезенные ему из под Смоленска пробитую пулей, каску, гильзы и треснувший чугунок, который он видел в выжженной русской деревне. Эти символы порушенного мира, превратившиеся в артефакты, стали памятником всем погибшим в те трагические годы.
Свое творческое кредо мастер сформулировал в размышлениях об искусстве в статье «Сила правды и сила света»: «Вера в свой народ, в свою страну, в силу правды и силу света в человеческих отношениях, а значит, и в искусство жива во мне до сегодняшнего дня. Жива».
На основе пресс-релиза музея.
Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати