Выставка произведений Хамида Савкуева «Маккавейские войны» в Санкт-Петербурге

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 18 мая – 1 июня 2022
Место экспонирования: Итальянский зал Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (Санкт-Петербург, Васильевский остров, Университетская наб,.17)
В итальянском зале Института им. Репина открывается выставка произведений Заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств Хамида Владимировича Савкуева. В экспозиции будут представлены живописные работы, скульптура, деревянные объекты разных лет, а также новая серия графических работ, выполненная автором в 2021 году, иллюстрирующая священный текст о Маккавейской войне.
Хамид Савкуев - художник, которого с полным правом можно назвать представителем нескольких традиций. Будучи выпускником знаменитого Санкт-Петербургского государственного академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Отделение монументальной живописи, мастерская проф. А.А. Мыльникова), в своем творчестве он продолжает традиции русской академической школы. В то же время, его произведения пронизаны традиционным народным искусством его родной земли, Кабардино-Балкарии. Величественная природа Кавказа, быт и обычаи горной страны в картинах Хамида превратились в эпические сказания.Работы Хамида Савкуева находятся в музейных и частных собраниях России, Голландии, Франции, Германии, Испании, Китая и других стран. Художник живет и работает в Санкт-Петербурге.

Куратор выставки, заслуженный деятель искусств РФ и академик Российской академии художеств Семен Ильич Михайловский, так пишет о подготовке этого проекта:
Хамид Савкуев – эпический художник, случайных вещей у него не бывает. Все его картины, кажется, похожие друг на друга, складываются в пазл, разглядывать который можно бесконечно, улавливая смысл послания. Недавно я восхищался его огромной картиной, перекрывшей «Золотые врата» Гиберти, посвящённой двум темам – Великой войне и переселению черкесов. Драматизм этих хронологически связанных сюжетов ощущался в фигурах, облачённых в национальные одежды и объединённых по примеру старых итальянских мастеров в выразительные группы. Я понимал, насколько глубоко художник переживает тему и насколько искренни его чувства. Вот эта сопричастность, проявляющаяся во многих деталях, тронула мое сердце. Хамид пишет то, что его окружало с детства, что он знает и понимает. Мне уже знакомы некоторые персонажи – старики и старухи с морщинистыми лицами, труженики и дети, собаки и овцы. И характерный стаффаж – иссушенные деревья и серые камни на потрескавшейся земле.
…Мы обсуждали предстоящую выставку за чашкой кофе. После частных вопросов – покраски стен и шлифовки полов – я поинтересовался, о чем же она. Хамид смотрел на меня в упор, так что не отвести глаз. В напряжении он опирался руками о стол. После долгой паузы, откинувшись и набрав воздух, произнёс, отчеканивая буквы: «Маккавейские войны». Ему явно нравилось звучание цикла иллюстраций к ветхозаветным книгам. Я хотел спросить, почему он, человек совсем из другого мира, взялся за работу, рассказывающую об истории древнего народа. Хамид меня опередил, выпалив: «Иудеи будут в черкесках». То есть художник претендует на роль толкователя истории, создаёт новый контекст, перенося события на совсем другую почву. Он выступает в роли не бытописателя, а философа, перемещающегося на крыльях мудрости в пространстве и во времени, сопрягающего давние события с судьбой своего народа. Да, он, конечно, погружён в материал, во все тонкости, но в отличие, скажем, от Александра Иванова, стремившегося к достоверности в «библейских эскизах», и сотен академических предшественников, работавших под прессом учебных постановок, дистанцировался от первоисточников, создав новый апокриф. Это, конечно, вызов и даже определенная дерзость. Но художникам свойственно придавать значительность происходящему. Им вообще близок пафос. Не столь уж важно, в каком материале выполнено произведение – написано ли оно красками, кистью, опущенной в склянку с китайской тушью, или отлито из бронзы. Хамид Савкуев создавал эти работы в пандемию, когда все сидели по домам и считали, что это самое большое бедствие. Но история распорядилась иначе. И вот сегодня, разглядывая рисунок с кувшинами, я обращаю внимание на пробоины от пуль и думаю о ценности человеческой жизни.
Текст и фото: Институт им. Репина
Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати