Члены РАХ - участники выставки в рамках I-й Ярославской биеннале

 

Другие выставочные залы


Даты проведения: 25 августа - 19 сентября 2021 г.
Место проведения: Городской выставочный зал имени Н. А. Нужина (Ярославль, ул. Свободы, д. 15).

В рамках I-й Ярославской биеннале современного искусства проходит выставка «Новый русский пейзаж», представляющая известных художников Москвы и Ярославля. Организаторами выставки выступили Российская Академия художеств, Ярославское отделение «Союз художников России» и Музей истории города Ярославля.

Тема «нового русского пейзажа», как особая форма, философского осмысления природного образа, основоположником которого принято считать Павла Никонова, заявила о себе еще на рубеже 60‑70-х гг. XX века. Тогда была подготовлена почва для формирования новых подходов образно-пластического высказывания современных художников. Ретроспективная часть экспозиции, представленной в рамках биеннале, включает творчество члена-корреспондента РАХ, заслуженного деятеля искусств Виталия Петрова-Камчатского (1930-1993), заслуженного художника, почетного академика Федора Новотельнова (1928-2013) и Наркиса Флоринского (1934-1994), тех, кто в те годы попытался взглянуть на мир иначе, создав собирательный пейзажный образ в его эмоционально-обобщенном прочтении. Новое понимание отношений художника с миром получило логическое продолжение и дальнейшее развитие в пейзаже XXI века. Ярким подтверждением чему является творчество московских авторов, представленных на выставке. Это народный художник, академик РАХ Константин Петров, Бато Дугаржапов и Ирина Митрикова. В их работах принципиально и последовательно сочетаются традиции национальной художественной школы и европейский опыт, новаторство и актуальность.

Своими эстетическими переживаниями поделились со зрителем и ярославские художники. Так живописная стратегия заслуженного художника, академика РАХ Елены Мухиной представляет собой мощный сплав классических принципов и свободы композиционного мышления. Каждое ее произведение – гимн всеобъемлющей красоте мира и бытия. А вот наполненный символическим содержанием образ природы заслуженного художника Андрея Жевакина необычайно изменчив и хрупок. Общая немногословность художественного строя, апелляция к подсознанию, поселяет в душе тревожное чувство. Свободная от канонов живопись заслуженного художника Леонида Малафеевского рождает ощущение полной импровизации, превращает реальность в таинство, а предметный мир ‑ в сказочную феерию. Основными носителями поэтического мироощущения пейзажей Александра Александрова являются выразительные возможности живописной фактуры и цвета, трансформирующие природные мотивы в некие эфемерные образы. Цвет, как посредник между действительностью и ее отображением служит также главным инструментом образной сущности декоративных пейзажей Олега Рожкова, эмоциональное напряжение которых задает новый художественный норматив. Экологический аспект современного сознания наиболее концептуально проявляется в серии пейзажей Антона Братыкина. Его работам присуща строгая эстетика, где геометрия и формальная чистота играют центральную роль. Напротив, тема работ Марины Жгивалёвой ‑ динамизм жизни урбанистического города. Эстетически «обживая» техногенную среду, она словно бросает вызов натурным впечатлениям. Пейзаж и сегодня остается одним из самых распространенных и стилеобразующих жанров в современном искусстве. Перемены, произошедшие в нашем обществе, создали предпосылки для отступления от жестких стереотипов и рамок, позволив ощутить весь спектр чувств и переживаний художника, его обостренное восприятие окружающего мира.

Куратор выставки Ирина Серова, член ЯО «Союз художников России», искусствовед.






версия для печати