Члены РАХ - участники выставки «Советская живопись» в Рязани

 

Другие выставочные залы


Даты проведения: 5 августа - 20 сентября 2021 г.
Место проведения: галерея Виктора Иванова (г.Рязань, Первомайский пр., 14).

Картинная галерея «Виктор Иванов и земля Рязанская» представляет выставку советской живописи из фондов Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П.Пожалостина «Советская живопись».
1960–1970-е – период окончания оттепели, время пусть относительной, но свободы, появления новых тем и зарождения новых стилей в искусстве. Многие из художников, чьи работы представлены на выставке, сформировали особое поколение в советской культуре, которое называют «шестидесятниками». Все они уже тогда или впоследствии становятся заслуженными и народными художниками, получают государственные награды и на первый взгляд кажутся представителями одной школы – школы советских мастеров. Но их творческие и жизненные пути очень разные, рассказать о них зрителю в рамках одной выставочной экспозиции задача сложная.
Выставка, сформированная из произведений 1960-х-1980-х годов, хранящихся в коллекции Рязанского художественного музея, призвана познакомить зрителей с разнообразием тематики, творческих подходов, стилей и жанров этого периода. Так, в экспозиции представлены работы мастеров «сурового стиля», противопоставлявшего себя «соцреализму», действительного члена Российской академии художеств Гелия Михайловича Коржева и Виктора Ефимовича Попкова. Главным объектом их творчества был простой человек военного и послевоенного времени, с тяжелой трудовой жизнью и с поиском новых смыслов этой жизни. Ярким примером этого стиля служит полиптих академика Российской академии художеств Петра Павловича Оссовского «Рубежи нашей родины».
Близки к «суровому стилю» работы художников «Группы девяти», опиравшейся на традиции «Бубнового валета» – действительного члена РАХ Николая Ивановича Андронова, которого в 1962 году за «злостный формализм» исключили из Союза художников, и Михаила Федоровича Никонова, брата Павла Федоровича Никонова, еще одного представителя «сурового стиля». Братья – художники не в первом поколении – не редкость для этого периода, например, братья Ткачевы, Тутуновы, в чьих работах чувствуется взаимное влияние, схожий взгляд на мир. Такая же связь прослеживается в картинах действительного члена РАХ Александра Михайловича Грицая и его ученика Владимира Николаевича Гаврилова, их работы также можно увидеть на выставке.
Искусство советского времени – это искусство интернациональное. В экспозицию вошли пейзажи Альберта Степановича Папикяна, Яна Яновича Осиса, действительного члена РАХ Дмитрия Аркадьевича Налбандяна. Последний известен как портретист партийной элиты (он писал И. В. Сталина, Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева), «первая кисть Политбюро». И как тогда, в оттепель, было возможно появление и существование разных художников и взглядов на Всесоюзной выставке, так и сейчас в одном зале вместе с ним находится работа действительного члена РАХ Татьяны Ниловны Яблонской, лауреата Сталинской премии, чьи работы при этом снимали с экспонирования за «идеологически неправильный подход».
Жанр пейзажа на выставке представлен произведениями ярчайших представителей художников-пейзажистов советского периода: действительного члена РАХ Вячеслава Францевича Загонека, действительного члена РАХ Ефрема Ивановича Зверькова, действительного члена Академии художеств СССР Николая Михайловича Ромадина, который в 1923—1930 годах учился в Москве, во ВХУТЕМАС—ВХУТЕИНе у И. И. Машкова и Р. Р. Фалька.
В экспозицию вошло около тридцати произведений художников, формировавших советское искусство до 90-х годов.

На основе пресс-релиза Музея.







версия для печати