«Золотые струны». Выставка произведений Вадима Иванкина во Владивостоке

 

Другие выставочные залы


Выставка открыта: 25.08.2021 – 18.09.2021.
Место проведения: галерея «Арка» (Владивосток, ул. Светланская, д.5)

Региональное отделение «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств, галерея «Арка» представляют выставку произведений академика Российской академии художеств Вадима Иванкина. Экспозицию составили произведения последнего десятилетия, в которых воплощены живописно пластические искания мастера в новой для него теме, обращенной к буддийской культуре.

Имя Вадима Иванкина известно далеко за пределами Новосибирска, где живет и работает художник. Выставки живописи и графики в разных городах России, а до пандемии и за рубежом дали возможность познакомиться с его творчеством широкому кругу зрителей, в том числе во Владивостоке. Графические листы В. Иванкина были представлены в выставках «Новосибирская графика» в Музейно-выставочном комплексе ВГУЭС (2016) и «Иванкин. Машанов. Черкасов» в залах Приморского отделения Союза художников России: он запомнился большеформатными акварельными листами, в основу которых легли интерпретации религиозных сюжетов.
Вадим Иванкин вырос в Рубцовске, небольшом городе в Алтайском крае. Выбор профессии для него во многом был определен общением с художниками Альфредом Фризеном и Владиславом Тихоновым, студию которого Вадим посещал еще в школьные годы. А. Фризен, признанный авангардист, и В. Тихонов, пейзажист, создавший и долгие годы руководивший знаменитой изостудией при Доме культуры Алтайского тракторного завода и внесший большой вклад в культурную жизнь региона, были удивительными личностями. Их эрудиция, творческая свобода, неуемная энергия влияли на окружающих. В результате Вадим поступил на художественно-графический факультет Новосибирского педагогического института.
Социальный накал конца 1980-х, коснувшийся в том числе и сферы искусства, обусловил критическое осмысление многого из того, что было создано в предшествующее время. В этот период формируется собственное видение возможности выразить себя в искусстве у Иванкина. Он идет не по пути революций, отвержения художественных достижений советской эпохи, а по пути поиска своего языка, своей темы. Начавший работать после института в живописи, он постепенно, не без рефлексий, приходит к технике акварели, в которой воплощает тему, ставшую в определенный момент центральной.
Библейский цикл, начатый им в начале 1990-х, включает несколько серий: «Откровение», «Полуночный мир», «Эскизы утраченных фресок», «Лицевая книга». Обращение к этой теме явилось не данью моде, возникшей в начале перестройки, а способом исследования духовной составляющей человеческого бытия (если говорить о содержательной стороне), всегда волновавшей художника. Что касается формальной стороны – это интерес к форме, цвету, пластическим возможностям, композиционным построениям, обусловленным спецификой темы. Более того Вадим Иванкин расширил тему: эскизы к утраченным, то есть не сохранившимся фрескам, которые художник видеть не мог, - это его фантазия и творческая интерпретация отношений между персонажами человеческой истории. Искусство русской иконописи, основные иконографические сюжеты стали тем зеркалом, в котором В. Иванкин увидел и свое искусство.
Возглавив несколько лет назад творческую мастерскую живописи в Региональном отделении «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств в г. Красноярске, Вадим вернулся к живописи. В свое время (2012 год) в персональной выставке «Иванкин» он представил более двадцати живописных автопортретов, в которых основной акцент сделан на пластических поисках. Обратившись к этому жанру в 2000-х, он экспериментировал с цветом, с самой структурой живописи, создавая вариации собственного образа.
В новой выставке в галерее «Арка» Вадим Иванкин обратился к новой теме и к новой технике, синтезировав и развив то, к чему пришел ранее. Тема навеяна размышлениями о поиске идеала, за которым художник обращается к буддистской культуре, пришедшими после путешествий по странам Азии. Образы Будды отсылают к религиозной скульптуре и храмовым росписям. Их он исследует и интерпретирует с не меньшим интересом, чем христианские образы, стремясь проникнуть в систему ценностных ориентиров буддизма. Образы Золотого, Серебряного, Небесного Будд, стражей, хранителей учения, запечатленные эмоции (застенчивость, гнев, отвращение) отсылает нас к восточной духовной традиции, к идее гармонии и красоты, к мифу о Золотом веке, сближающим Восток и Запад.
В стремлении подчеркнуть пластику образа В. Иванкин использует оригинальную технику, синтезировав графические и живописные приемы: цветные лаки по мелованной бумаге, поталь, рельефные пасты, гофрокартон, аппликацию. Посредством соединения в одном художественном поле сложно сочетаемых материалов он продолжает реализовывать творческую задачу, поставленную ранее – соединить различные стили, интерпретировать тему памятников религиозного искусства и выразить настроение ожидания наступления нового Золотого века, к которому идут в поисках идеалов и смыслов.

Иванкин Вадим Викторович – живописец, график. Родился в 1961 году в г.Рубцовск Алтайского края. Живет и работает в Новосибирске. В 1983 году окончил художественно-графический факультет Новосибирского педагогического института.С 1989 член Союза художников России.С 1996 года преподаёт академическую живопись на кафедре монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. С 2006 года председатель Новосибирского регионального отделения Союза художников России. С 2009 секретарь Союза художников России по Сибирскому федеральному округу. Академик Российской академии художеств. Руководитель творческой мастерской по живописи Регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств.

Текст подготовлен: старшим научным сотрудником Музея истории Дальнего Востока имени В.К.Арсеньева, почетным членом Российской академии художеств Ольгой Зотовой






версия для печати